Электронные авиабилеты теперь обязательны – но не для России .::. EPLUS — новости высоких технологий
03 Июнь, 2008 09:10:00 | 567 раз прочтено
С начала лета авиакомпании – члены IАТА переходят на электронные билеты. В России из-за отсталости регионов этот процесс может затянуться надолго.
Доля электронных авиабилетов, реализуемых через международную систему взаиморасчетов на воздушном транспорте BSP, по данным IATA, составляет около 90%. В России, по неофициальным данным, этот показатель находится на уровне 2%.
Впрочем, участники рынка оптимизма не теряют. «В связи с введением обязательного электронного билета с 1 июня 2008 года прогнозируется значительный рост доли электронных билетов, – поделился информацией директор платежной системы «Монета.ру» Сергей Смирнов. – По прогнозам, на начало осени 2008 года она будет составлять уже 15-20% от общего числа продаваемых в России авиабилетов».
Свою уверенность Смирнов подкрепил сообщением о том, что с авиакомпаниями он работает с августа прошлого года. При заключении договора между платежной системой «Монета.ру» и авиаперевозчиком последний получает доступ к основным российским электронным платежным системам (WebMoney, «Яндекс.Деньги», MoneyMail), а также напрямую со счетов пользователей в самой системе «Монета.ру». «Совокупный объем пользователей, которые могут оплачивать сервисы, товары или услуги через нашу систему, более 9 млн человек, – объявил Сергей Смирнов. – «Монета.ру» активно сотрудничает с авиакомпаниями Sky Express и «КД-авиа». В стадии разработки находятся еще несколько аналогичных проектов с российскими авиакомпаниями и билетными агентствами. С каждым месяцем наблюдается стабильный рост количества платежей за авиабилеты».
Однако оптимизм Смирнова разделяют не все. «У россиян нет привычки к таким платежам, – констатирует директор по развитию «Коминфо Консалтинг» Евгений Соломатин. – Эта система стала вводиться относительно недавно, и у пользователей нет психологической уверенности в ней. Более того, многие даже не знают о существовании электронных билетов».
В среде самих авиаперевозчиков о перспективах внедрения электронных билетов говорят с еще большей осторожностью. Развитию нового сервиса мешает довольно слабый уровень проникновения Интернета в регионах России. Помимо этого, все сходятся на элементарной технической неготовности самих аэропортов, таможни и других служб.
«Мы были готовы к введению электронных билетов еще два года назад, – сетует заместитель начальника пресс-службы «Аэрофлота» Виктор Соколов. – Но это зависит не только от нас, но и от аэропортов, систем безопасности, таможни». Однако при этом он отметил: «С 1 июня оба аэропорта Шереметьево готовы к применению электронных билетов. Их можно купить на рейс в любом направлении. За год мы продали более 700 тыс. электронных билетов, но отказываться от традиционных бумажных не собираемся».
Типичную позицию региональных авиакомпаний в этом вопросе выразила менеджер отдела внешних связей в Ульяновске авиакомпании «Волга-Днепр» Татьяна Раджабова. «Крупными игроками на рынке пассажирских перевозок в России мы не являемся, и тем более не летаем за рубеж, – пояснила ComNews она. – Мы являемся членами IАТА как грузовая авиакомпания. С 1 июня переходят на электронные билеты преимущественно пассажирские компании — члены IАТА, которые летают на международных авиалиниях. Но даже если бы мы и захотели перейти на электронный документооборот, то этого бы не произошло, потому что в аэропорту Ульяновска нет соответствующих компьютеров с необходимыми программами. Электронные билеты – это далекое будущее для регионов с отсталой аэропортовой инфраструктурой».