Юрист: закон об электронной торговле в Украине — есть, но соблюдают его не все
С развитием онлайн-торговли участились случаи мошенничества и продажи некачественного товара. Веб-ресурсы не несут никакой ответственности за последствия обмана продавцами интернет-покупателей. Очень часто это приводит к тому, что покупатели оказываются абсолютно беззащитными перед онлайн-аферистами. Чтобы этого не происходило, необходимо на законодательном уровне урегулировать вопросы дистанционной торговли. Юрист Галина Бакум дает ответы на вопросы, связанные с правовым регулированием сферы интернет-торговли.
Какими именно законами регулируется онлайн-торговля?
Галина Бакум: У нас имеется закон «Об электронной коммерции», а также гражданский и хозяйственный кодексы. Этих нормативных актов достаточно для того, чтобы работали онлайн-сервисы.
Часто возникают разногласия относительно отсутствия какого-либо закона. Если его нет, значит ничего работать не будет. Но это не так. Украинское законодательство действует по принципу «что не запрещено для бизнеса, то разрешено» (ст. 19 КУ). Государственным органам же наоборот дозволено делать лишь то, что разрешено законом. Но почему-то мы привыкли к тому, что именно бизнесу можно делать все в рамках закона. В связи с чем и возникают потом подобные вопросы.
В 2015 году парламентарии таки приняли закон «Об электронной коммерции». Я тогда написала сравнительную статью относительно возможных изменений, связанных с принятием нового документа. В ней говорится о том, что в новом законе довольно много положений отсылают нас к нормативным актам гражданского и хозяйственного кодексов, регулирующих бизнес. У меня в связи с этим возник логичный вопрос: «А зачем его нужно было принимать?». Я не буду брать на себя ответственность и говорить о том, что этот закон не нужен. Действительно был период, когда владельцы интернет-магазинов говорили о том, что до сих пор отсутствует соответствующий закон, который бы регулировал их деятельность. Но в нем не было острой необходимости, потому что гражданский кодекс регулирует особенности заключения договора купли-продажи, взаимоотношения в бизнесе, базовые правила регистрации субъектов предпринимательской деятельности и предоставление тех или иных услуг. Он является базовым для заключения любых сделок и регулирует, в частности, бизнес в интернете.
Сказать, что он кардинально повлиял на интернет-магазины я не могу. Более того, у владельцев онлайн-бизнеса остается ряд вопросов, среди которых: «А как продавать? Какую систему налогообложения выбрать? Как зарегистрироваться? Как реагировать на финмониторинг? Нужен ли кассовый аппарат, если платежи превысили за миллион?». Все эти вопросы для интернет-магазинов являются более актуальными, чем те, которые выписаны в законе «Об электронной коммерции». По моему мнению, у нас есть законы о введении бизнеса, и предприниматели могут спокойно работать. Поэтому принимать дополнительное законодательство не всегда нужно, т.к. это может больше навредить, чем помочь.
Вы упомянули о том, что владельцы интернет-магазинов зачастую не знают, какую именно систему налогообложения выбрать или как зарегистрироваться. Эти вопросы были решены или они до сих пор остаются актуальными?
Галина Бакум: В Украине налоговое законодательство меняется со скоростью звука. За период карантина, у нас произошло несколько глобальных изменений. В частности, был принят закон 1210, который очень сильно коснулся бизнеса. Местами он помог предпринимателям, а местами не особо.
Во всех бизнес-вопросах всегда есть две плоскости: одна – это взаимоотношения бизнеса с контролирующими органами и государством (Как предприниматели отчитываются за полученные доходы? Как они платят налоги?) и вторая – это взаимоотношение между собой и клиентами. Если рассматривать этот вопрос с точки зрения налогообложения, то эти изменения вносятся постоянно, и они касаются всего бизнеса (как онлайн, так и офлайн). Если это касается взаимоотношений клиентов и интернет-магазинов, то тут никаких кардинальных изменений нет..
Какие именно виды договоров (комиссионный, посреднический или агентский) могут быть использованы при продвижении товаров на торговых онлайн-площадках?
Галина Бакум: Этот перечень договоров может использоваться, и он не ограничен. Также могут применяться договора на реализацию (купли-продажи товара), но те, которые вы перечислили, являются более частыми.
Каждый собственник бизнеса выбирает то, что ему более удобно. Для меня все перечисленные договора носят характер посреднических соглашений. И сказать о том, что есть явное преимущество в одном или другом – я не могу. И здесь, когда собственник бизнеса выбирает для себя какой-то из них, то он, скорее всего, проводит определенную аналитику, чтобы сохранить эффективную структуру отношений фирмы с ее контрагентами. После всей проведенной работы он выбирает тот или иной договор. Если договор комиссионный, то продавец продает от своего имени. Есть еще договор-поручение, в котором продажа не происходит по поручению, потому что поверенный действует от имени или в интересах доверителя. И здесь все зависит от того, кто именно подписывает сделку.
Какими налогами облагаются маркетплейсы (агентское вознаграждение, единый налог, налог на прибыль)? Могут ли они выступать в качестве торгового агента?
Галина Бакум: Я бы немножко перефразировала этот вопрос: есть ли особенности в налогообложении для интернет-торговли? На сегодняшний день по отношению к ним применяются общие правила ведения бизнеса, связанного с торговлей.
Я знаю многие интернет-магазины, которые с 2009 года работают, развиваются и их не пугают постоянные изменения в налоговом законодательстве.
Предприниматели, которые сотрудничают с маркетплейсамы, платят налоги в бюджет?
Галина Бакум: Все эти фискальные вопросы относятся к налоговым органам и как они их выполняют это уже вопрос фискальных органов. Все доходы должны декларироваться и облагаться налогами. Если этого не происходит, то значит мы имеем признаки нарушения или есть какая-то важная причина почему так не делается. Люди, продающие на маркетплейсах, должны платить налоги. Это общие правила, которые прописаны в налоговом кодексе. Они касаются продаж каких-либо материальных ценностей. В кодексе написано, что все доходы должны быть задекларированы и по ним должны платиться все налоги.
Это все регулирует налоговая служба, но ей маркетплейсы, как таковые, не очень интересны, поскольку там вращаются относительно небольшие средства. Она может проверить лишь тех, у кого проходят большие платежи. Особенно это касается тех, кто за календарный год заработал больше миллиона гривен. Для того, чтобы проверить все транзакции по небольшим платежам, необходимо иметь большие ресурсы. На сегодняшний день налоговая не проверяет людей, которые торгуют на подобных площадках, поскольку большинство их них продает товар по очень низким ценам.
Однако сейчас у нас ведется работа по усилению финансового мониторинга личных банковских карточек, на которые заходят определенные платежи. И этот финмониторинг говорит о том, что с каждым днем будут выдвигаться все более жесткие требования к банковским платежам. Таким образом налоговая хочет вытащить из тени предпринимателей, скрывающих свои реальные доходы. Это же касается и тех людей, которые продают свой товар на онлайн-площадках.
Чтобы люди платили налоги на маркетплейсах, должен быть некий порядок. И его необязательно должно устанавливать государство — он может работать по соответствующим правилам, которые могут вводить сами онлайн-площадки.
Можно ли запретить на законодательном уровне продажу товаров по предоплате?
Галина Бакум: Нет, нельзя. Это коммерческие условия, согласно которым стороны договариваются о купле-продаже. Если мы возьмем обыкновенный договор купли-продажи, то одной стороне может быть удобна оплата по факту, а другой предоплата. И они принимают решение, какой из вариантов им подходит больше. Если клиент не захочет делать предоплату, то он может отказаться от покупки товара.
Это очень интересный вопрос. Я сталкивалась с собственниками, которые отправляли товар и очень долго ждали оплату. И в следующие разы оправляли товар лишь после предоплаты. И здесь есть две крайности — как со стороны покупателя, так и со стороны продавца. Если не будет предоплаты, то покупатели могут оказаться мошенниками (могут попросту не забрать товар). Тут столько деталей, что золотую средину нужно искать в каждом конкретном случае.
Приводит ли подобная торговля на маркетплейсах к демпингованию цен на этом рынке (как это регулируется в законодательстве)? Могут ли от подобных действий страдать предприниматели, которые исправно платят налоги и легально работают?
Галина Бакум: Регулируется. Есть соответствующие законодательные акты, регулирующие вопросы недобросовестной конкуренции, но это тоже отдельная сфера, требующая определенного подхода к каждой конкретной ситуации. Вряд ли в ближайшее время эти вопросы могут быть урегулированы и маркетплейсы могут проверить лишь в том случае, если на кого-то из них поступила жалоба.
Возможно ли на законодательном уровне наказать нечестных продавцов, торгующих на онлайн-сервисах? Если да, то как именно? Если нет, то почему?
Галина Бакум: Дело в том, что уголовный кодекс у нас существует уже давно. И нормы, которые касаются кражи, есть, но они не всегда у нас работают оффлайн, не говоря уже о онлайн. И в вопросах онлайн-продаж они работают еще сложнее. Здесь покупателям необходимо быть достаточно ответственными перед любой покупкой. Я часто слышу одно и то же: «Мне позвонили и сказали заплатить туда-то, а теперь мне деньги не возвращают. И как мне их забрать обратно?». Может быть стоит соблюдать какие-то базовые правила безопасности? Если это какой-то сервис, то стоит смотреть на наличие у них соответствующих документов и на отзывы. В любом случае, не платите деньги, пока не проверите о них информацию.
Сказать, что у нас люди совсем беззащитные в правовом поле нельзя. У нас есть право обратиться в правоохранительные органы и подать соответствующее заявление, чтобы подобные дела расследовались. Просто у нас это все очень медленно реализуется.
Несет ли ответственность за мошенничество администрация онлайн-площадки?
Галина Бакум: Владельцы маркетплейсов работают на свой имидж, и если они попадут в черный список, то количество приходящих к ним клиентов может значительно уменьшиться. Я думаю, что каждый бизнес предпринимает какие-то меры и запускает бизнес-процессы, направленные на минимизацию мошеннических схем.
Дело в том, что очень часто онлайн-площадки, о которых идет речь, предоставляют определенные услуги, но не берут на себя ответственность за то, как этими услугами пользуются. Поэтому здесь достаточно спорная ситуация: можем ли мы с вами настаивать на том, чтобы определенный ресурс нес дополнительную ответственность за нарушения перед теми, кто им пользуется.
На многих сайтах размещают правила безопасности при совершении покупок и соблюдении конфиденциальности. То есть это правила, по которым работает сервис. Таким образом выбираются самые типичные случаи, благодаря чему покупателей можно защитить от мошенничества. В случае их игнорирования, мы все риски берем на себя. Ресурс ведет работу, направленную на то, чтобы предупредить своих клиентов о возможных злоупотреблениях со стороны продавцов. Я так понимаю, это тот максимум, который ресурс может себе позволить сегодня.