В России утилизируется недопустимо низкий процент машин
06 Март, 2008 23:01:00 | 138 раз прочтено
В России четверть автопарка — почти 8 млн машин — автомобильный утиль старше 20 лет: среди автомобильного «хлама» более 3 млн «Жигулей» и около 3 млн прочих российских и «советских» машин, а также почти 1 млн иномарок, посчитали эксперты. На российских дорогах догнивают тысячи «РАФиков» и «ЛуАЗиков». А можно отыскать даже раритетные модели, такие как российские «АВИА» и «НИСА», «АРО», есть даже «Тальботы», «Вартбурги», «Баркасы». Такие данные приводит сайт «Газета.ру».
Из-за содержания множества опасных и вредных компонентов, таких как нефтесодержащие продукты, масла и химикаты, автомобиль рассматривается с точки зрения экологов, как опасный механизм, в котором пластик выделяет тяжелые металлы и токсичные отходы.
По словам специалиста, один бесхозно «разлагающийся» автомобиль способен отравить почву в радиусе 5 км вокруг себя. А в России, по данным Pricewaterhouse Coopers, утилизируется недопустимо низкий показатель машин — всего 1,5%, тогда как в Европе каждый год утилизируется примерно 6–8% машин. Это означает, что загрязняется большая площадь территории РФ.
Причина в том, что в России отсутствует культура цивилизованной переработки машин у самих граждан, а государство в федеральном масштабе ничего не предпринимает. Кроме того, за рубежом за утилизация стоит денег, что крайне непопулярно для России.
В среднем, за рубежом утилизировать машину стоит в среднем $40–100. Законодательство очень жесткое: около $400 — единовременный штраф за переработанный автомобиль, загрязняющий среду. Занимаются утилизацией многочисленные частные фирмы, которые определяют, куда пойдут составные части — под пресс или на вторичное сырье.
Более того, в России для того чтобы снять машину с учета, нужны паспорт и документы на автомобиль, но если документы утеряны, можно обойтись и одним паспортом. Т.е. для «утилизации» достаточно фактических бумаг, тогда как сам ненужный автомобиль, как заметил Алексей Киселев, координатор токсической программы Greenpeace в России, либо увозят в лес или сваливают в ближайший водоем.
По словам А. Киселева, существует несколько решений этой проблемы. Например, можно разработать систему залога: когда человек покупает автомобиль, при этом выплачивает чуть больше, а после утилизации получает свои средства обратно. Другой цивилизованный метод – организовать структуру, которая взамен на утилизированный автомобиль возьмет на себе волокиту по снятию машины с учета и оповещению налоговой.