Множественное гражданство и исторические земли: почему идеи Зеленского разбиваются о нерешенные проблемы/Весь набор месседжей со стороны власти, какие бы конструктивные они ни были, должен превращаться в реальные дела
На фоне затягивания с решением жизненно важных для выживания Украины проблем ко Дню Соборности президент Владимир Зеленский выдвинул ряд новых инициатив – законопроект о множественном гражданстве и указ об исторически населенных украинцами территориях России. Какова их цель и в какой мере новые идеи актуальны, разбирался «Апостроф».
В воскресенье, 21 января, Владимир Зеленский в известной степени отрицал то, вокруг чего оборачивалась вся общественная и политическая жизнь Украины с начала года – усиление Сил обороны.
«Я лично на сегодняшний день пока не вижу потребности мобилизовать полмиллиона людей… Не потому что мне сейчас хочется ответить, кому-то понравиться. Просто это не только жизнь, жизнь – это номер один. А вторая история – это соответствующие действия и соответствующие операции», – заявил глава государства в интервью британскому телеканалу Chanel 4 News.
В то же время руководитель ГУР Кирилл Буданов в интервью Financial Times отметил: «нельзя даже думать, что мы можем обойтись без мобилизации».
Читайте: Кубань, Стародубщина, Слобожанщина и не только: Зеленский дал «знак» украинцам в России
И еще одна цитата. На этот раз от руководителя Офиса Президента Андрея Ермака:
«На фронте войска жалуются на нехватку людей и ресурсов, и говорят, что они больше не в состоянии наступать. Это, безусловно, проблема, и нет смысла ее скрывать», – сообщил он в интервью Le Figaro .
В чем же причина таких разных высказываний?
«По моему мнению, Офис Президента и сам Президент пытаются переложить ответственность на военных. Если посмотреть заявления двухмесячной давности, когда только начали говорить о мобилизации, там заявления были иного характера», — отмечает в комментарии «Апострофу» политический аналитик Александр Кондратенко.
Еще одна проблема – снижение значимости заявлений руководства государства.
«Если брать просто публичные заявления, то они за собой в большой степени ничего не несут. Как бы я ни относился хорошо к ГУР и ВСУ, за последние полтора года были десятки заявлений Кирилла Буданова, которые потом оказались неправдой, мягко говоря. Все такие общие фразы – это для общества, для поднятия морального духа», – добавляет Александр Кондратенко.
«Апостроф» уже писал о нежелании ни одной из ветвей власти брать на себя ответственность в ходе рассмотрения законопроекта о мобилизации в первой версии.
Судя по взаимной противоречивости заявлений руководства государства, эта проблема не была решена. Так что остается предлагать новые идеи.
Новое и забытое старое
В понедельник, 22 января, в День соборности Украины Президент Зеленский выдал на гора сразу две инициативы. Пожалуй, наиболее резонансная – множественное гражданство. Когда миллионы украинцев были вынуждены оказаться за границей из-за агрессии России, такая идея выглядит логично. Дополнительно здесь следует упомянуть миллионы тех, кто до Великой войны уехал на заработки, а также диаспорян предыдущих поколений.
Законопроект сложен, большой по объему. Он предлагает изменить не только закон о гражданстве, но и ряд других: закон об иммиграции, закон о правовом статусе лиц без гражданства. В части гражданства – вообще новая редакция.
«Самым интересным, на мой взгляд, является то, что президент предлагает делить государства на группы. В зависимости от того, к какой группе государств относится гражданство определенного лица, будет зависеть обращение Украины с таким лицом. Это достаточно свежий и сложный подход. Сразу возникает вопрос, мы таким образом не дискриминируем людей? Было ли предварительное согласование с государствами, входящими в список (дружественных – «Апостроф»), как они к этому отнесутся? Как начало — интересно, но понятно, что еще будут обсуждения среди экспертов и в Верховной Раде», — подчеркивает в комментарии «Апострофу» юрист-международник Ольга Поединок.
Главное, чтобы хватило политической воли провести все дискуссионные нормы через два чтения Верховной Рады. В противном случае изменения в гражданстве могут потеряться в коридорах парламента. Равно как и первая попытка урегулировать этот вопрос. Тут стоит напомнить, что законопроект №2590, регулирующий сферу двойного гражданства, был зарегистрирован еще в 2019 году. Подавал его также Президент Зеленский, однако профильный комитет Рады отложил рассмотрение в мае 2020 года, и до сих пор он висит на сайте парламента без внимания.
Забота о диаспоре
Вторая президентская инициатива – указ об исторически населенных украинцами территориях России. Она тоже может быть полезна, по крайней мере, как инструмент внешней политики.
«На уровне заявки это делать стоит. Сейчас на рассеюшке загорится, когда мы скажем, что кубанским казакам будем давать украинское гражданство, кому-то из Стародубщины, Восточной Слобожанщины, где компактно проживают украинцы. Сейчас мы фактически выбесим их, и это правильно и классно», — говорит в разговоре с «Апострофом» эксперт Бюро по анализу политики Виктор Бобиренко.
План действий по сохранению национальной идентичности украинцев в РФ должен разработать Кабмин и подать в СНБО. Однако у президентского указа нет четких показателей эффективности. А они важны. Конечно, не будем забегать вперед, но можно создать множество рабочих групп. Возможно даже отдельный центральный орган исполнительной власти, но это не всегда означает эффективную работу.
«Пытаюсь представить, каким образом мы можем сейчас поддержать «сохранение национальной идентичности украинцев в Российской Федерации», как предлагается в указе, и ничего реального придумать не могу. Ну, кроме того, что потратят бюджетные средства на какую-то радиопрограмму для Кубани, которую там никто не услышит» , — считает политолог Александр Кочетков.
В то же время, по его мнению, при всей декларативности этого указа он обязательно будет использован врагами Украины для пропаганды посягательств Украины на территорию недоимперии.
Виктор Бобиренко, в свою очередь, считает, что следует разделять долгосрочные цели инициатив власти и их неотложный медийный эффект.
«Любые шаги и инициативы Офиса Президента очень часто являются отвлечением внимания от чего-то другого. Я думаю, что у них всегда лежат какие-то идеи, которыми можно перекрыть плохие инициативы, зашквары и тому подобное. Если таких инициатив нет, то они выпускают Фарион с языком или Марьяну Безуглу с бессмысленными наездами на военное руководство. В этом случае, это наверняка», — считает Виктор Бобиренко.
Когда медийная составляющая преобладает, не всегда есть вдохновение и воля доводить задуманное до конца.
Отношения с бизнесом
Параллельно на глазах у украинцев разворачиваются сразу несколько знаковых судебных дел. Наличие вины по этим делам должен установить суд. Но политические последствия уже есть.
Производство против семьи Гринкевичей по поводу закупок у Минобороны выглядит как попытка в очередной раз побороть коррупцию в этом ведомстве и, в общем, находит одобрение в обществе. В то же время дело Игоря Мазепы разделило общество, хотя фактически речь идет о деле по присвоению при президентстве Януковича 300 гектаров земель, на котором находятся гидротехнические сооружения Киевской ГЭС. Несмотря на приведенные факты, значительная часть бизнеса восприняла его как политическое преследование.
Во власти риски, похоже, понимают. По словам Президента Зеленского, в понедельник, 22 января, члены правительства встречались с представителями украинского бизнеса.
«Дискуссия непростая. Есть серьезные вопросы. Есть действительно сложности. Я ознакомился с деталями. Попросил сделать необходимые наработки, чтобы все сложности между членами правительства, бизнесом, правоохранителями были сняты», — заявил глава государства в вечернем обращении, 22 января.
Но уже на следующий день коалиция бизнес-сообществ «за модернизацию Украины», объединяющая 96 ведущих бизнес-ассоциаций, заявила о незаконном давлении правоохранительных органов, выдвинув ряд требований: мораторий на любые силовые действия при проверках бизнеса, перезапуск Бюро экономической безопасности, объявления политической оценки незаконному давлению на бизнес и т.д. Если эти требования не будут выполнены, предприниматели планируют 1 февраля объявить остановку работы компаний на один час.
В целом, весь набор месседжей со стороны власти, как бы конструктивны они ни были, должен превращаться в реальные дела. Это не всегда получается, особенно по сложным делам, требующим глубоких специфических знаний или постоянного разъяснения обществу. В условиях войны это может иметь плохие последствия.
«Мы сейчас дождемся того, что в России Путин 17 марта на псевдовыборах подтвердит свою легитимность и в конце марта может приступить к дополнительной мобилизации, чтобы получить преимущество», — заключает Виктор Бобиренко.
Ключевой же элемент – обеспечение справедливости. И в разговоре с защитниками на фронте, и с теми, кто должен их заменить. В конце концов, те, кто обеспечивает тыл, также нуждаются в справедливости.
«Самое главное, о чем раньше говорил Владимир Зеленский – справедливая мобилизация. Во всем мире существует практика, когда во время войны мобилизуется условно до 10% населения. Но если мы говорим о справедливости, то это 10% от Кабмина, 10% от народных депутатов, силового блока, госслужащих и так далее. Если в такой пропорции люди пойдут условно в штурмовые бригады на «ноль» защищать Украину, то, несмотря на все вопросы коррупции, народ это воспримет правильно. Это возможно повлияет на эффективность мобилизации», — заключает Александр Кондратенко.
Без понятных правил игры в обществе относительно наиболее острых проблем никакие рычаги или срочные инициативы не найдут одобрения.
Читайте: Возвращаемся к реализму: что изменит визит Туска в Украину