"Бориспольская уборка": зачем тратить 52 млн на неработающий аэропорт/Вокруг стратегического предприятия назревает коррупционный скандал
В понедельник, 19 июня, стало известно, что аэропорт «Борисполь» планирует заключить контракт на комплексное обслуживание внутренних помещений аэровокзального комплекса, парковки и других объектов аэропорта на сумму почти 52 млн грн. Общественности сразу стало интересно, зачем тратить столь большую сумму из бюджета на уборку неработающего аэропорта, который закрыт с начала открытого вторжения РФ. Обсуждение вопроса привлекало внимание к персоне директора «Борисполя» Алексея Дубревского, имя которого ранее уже фигурировало в коррупционных скандалах на аналогичной должности руководителя аэропорта в Запорожье. Подробности читайте в материале «Апострофа».
Уборка «дорого-богато»
Согласно информации, опубликованной на сайте государственных закупок Prozorro, услуги должны быть предоставлены с 1 августа 2023 года по 30 июля 2024 года, то есть в течение 12 месяцев. Победитель торгов должен будет осуществлять уборку в терминалах и других зданиях аэропорта «Борисполь», включая 831 умывальник, 800 унитазов, 233 писсуара и 167 душевых. Документы для участия в тендере будут приниматься до 28 июня.
Внимательная публика сразу обратила внимание на простой факт – «Борисполь» больше года не работает из-за боевых действий. Какая может быть уборка? После истории с «барабанами для бомбоубежищ» тендерный конкурс, организованный дирекцией «Борисполя», выглядел, как минимум, странно.
«Если думаете, что во время войны будут меньше воровать, то очень ошибаетесь. Красть на тендерах будут еще больше, а сами тендеры будут идиотскими, как с барабанами. Насколько целесообразно тратить 52 млн на уборку аэропорта, сказать трудно, потому что это не так очевидно, как барабаны для убежища, но нужно иметь в виду, что в условиях экономических проблем, таких вот «барабанов» будет много. Увы, чиновники живут сегодняшним днем и в условиях общего кризиса хотят «заработать» как можно больше здесь и сейчас«, — сказал в комментарии «Апострофу» глава организации StateWatch Глеб Каневский.
Читайте: Сети ТРУХнуло: какими должны быть источники информации во время войны
Когда пошла шумиха в СМИ, пресс-служба «Борисполя» сообщила, что несмотря на то, что аэропорт не работает, администрации необходимо поддерживать производственные помещения в надлежащем состоянии, поскольку объект продолжает функционировать, пусть и в очень ограниченном режиме.
«Согласно условиям тендерной документации требования о ежедневном, круглосуточном и непрерывном предоставлении услуг не применяется в период военного положения в Украине«, — пояснили в аэропорту.
Как настаивают в дирекции предприятия, постоянная уборка территории является гарантией нормального функционирования предприятия и быстрого восстановления операционной деятельности аэропорта после победы Украины. Администрация будет иметь возможность регулировать количество уборок.
«Подтверждением является фиксация в тендерной документации права аэропорта уменьшать объем закупки услуг в случае производственной необходимости и отсутствие обязанности заказывать услуги в полном объеме по каждой группе уборки«, – настаивают в пресс- службе.
На фоне таких аргументов остается только задать риторический вопрос – куда смотрит набсовет предприятия?
«Спрашивать у набсовета «Борисполя», почему дирекция оглашает такие странные конкурсы бессмысленно. Набсоветы в госпредприятих (Борисполь, Укрзализныця и т.д.) свои функции не выполняют, а просто получают большие зарплаты с бюджета. С другой стороны, у нас разбалансирована антикоррупционная система в виде НАБУ, САП и НАЗК. САП вообще себя показала крайне неудовлетворительно«, — отметил в комментарии «Апострофу» глава Центра правового анализа и исследований политических рисков Михаил Дяденко.
Связи с «ДНР»
Судя по ситуации, деятельность набсовета тут сугубо номинальная и ограничивается лишь формальностями. Летом 2021 года, наблюдательный совет аэропорта «Борисполь» объявил Алексея Дубревского победителем конкурса на должность генерального директора.
Алексей Дубревский, согласно его биографии, на момент назначения имел 15-летний опыт работы в сфере управления авиационной инфраструктурой. В 2010–2012 годах был директором авиакомпаний Lufthansa и Austrian Airlines на востоке Украины.
Затем работал коммерческим директором КП «Международный аэропорт Донецк», который был разрушен в 2014 году в ходе российского вторжения на восток Украины. Затем до 2016 года Алексей Дубревский находился за пределами Украины, работая в должности директор отдела коммерции и развития бизнеса в «Международном аэропорту Рас-эль-Хайма» (ОАЭ).
Согласно декларации Алексея Дубревского, он и члены его семьи владеют тремя квартирами в оккупированном Донецке.
СМИ неоднократно сообщали, что отец Алексея Дубревского, Юрий Дубревский, оставался на оккупированной территории после начала российской агрессии в 2014 году и занимал должность главы «Донецкого института физической культуры и спорта».
В настоящее время, согласно информации с сайтов сепаратистов, Юрий Дубревский является заведующим кафедрой циклических видов спорта в так называемом «Донецком национальном университете». После российской оккупации ОРДЛО в 2014 году вуз переехал в Винницу, где был переименован в Донецкий национальный университет имени Стуса, но часть преподавателей и студентов осталась в Донецке.
Запорожский след
Помимо Донецка, где у Алексея Дубревского остался отец, у главы аэропорта имеются прямые связи с Запорожьем. Он в 2017 году он начал сначала с должности замдиректора по коммерческим вопросам в Международном аэропорту «Запорожье», а через пару лет стал директором.
Согласно информации издания Forpost, Дубревский, находясь на посту главы запорожского аэропорта, работал в интересах бывшего главы Запорожского металлургического комбината Ростислава Шурмы, связанного с Метинвестом Рината Ахметова и Вадима Новинского.
Сообщалось, что связанные с ними компании обслуживали самолеты и занимались грузовыми перевозками в аэропорту.
Кроме того, отмечалось, что жена Дубревского, Елена, является сестрой жены директора Запорожского металлургического комбината по капитальному строительству Алексея Лебедева.
Вскоре после назначения Алексея Дубревского главой аэропорта «Борисполь», СБУ раскрыла факты мошенничества.
Согласно информации, предоставленной пресс-службой СБУ, тогдашнее руководство Запорожского аэропорта (читай, Дубревский и его коллеги) допустило нарушения в процессе ремонта взлетно-посадочной полосы аэродрома.
По версии следствия, чиновник КП «Международный аэропорт Запорожья» пренебрег качеством работы при ремонте полосы, выполненном в 2017-2018 годах. Вместо того чтобы обратиться к подрядчику в связи с ненадлежащим качеством работ и требовать гарантийного случая, подозреваемый нашел новую компанию, которая занялась повторным ремонтом данных участков.
По результатам ненадлежащего исполнения должностным лицом своих обязанностей было потрачено двойное количество средств на работы, что привело к экономическому ущербу для коммунального предприятия в размере более 9 млн грн.
Все эти «хвосты» активно вылезают именно сейчас, когда администрация «Борисполя» на фоне войну и экономических проблем организовывает столь странные конкурсы, а американская пресса открыто пишет о том, что воровство в Украине будет серьезно мешать послевоенному восстановлению страны.
«Представителей Запада, о чем они признаются в частных беседах, напрягает воровство в Украине и «изобретательность» наших чиновников. В рамках послевоенного восстановления они попытаются создать механизм воздействия на коррупцию через НАБУ, ДБР и прочие органы, а также за счет информирования и общественного мнения. Не факт, что у них получится, ведь наши коррупционеры научили не только прятать свои «хвосты», но и активно саботировать любые изменения, которые им потенциально могут навредить. К тому же западная бюрократия также не идеальна«, — резюмировал в комментарии «Апострофу» со-основатель проекта «Наши деньги» Алексей Шалайский.
Читайте: Жалкое подобие шантажа: появится ли в Беларуси российское ядерное оружие