Новый порядок выплат в случае смерти или инвалидности воина: что изменилось, и какова сумма помощи
Правительство Украины ввело новый порядок выплат одноразовой денежной помощи семьям погибших воинов, а также воинам, которые в боях получили инвалидность. Соответствующее постановление Кабмина попутно стало причиной недоразумения, связанного с суммами выплат в случае смерти защитника или защитницы, которое, впрочем, удалось довольно быстро прояснить. «Апостроф» разбирался, стала ли проще процедура получения помощи раненым бойцам и семьям погибших, а также какой должна быть сумма выплат для тех, кто потерял родных и близких на фронте.
В Украине введен новый порядок назначения и выплаты единовременной денежной помощи в случае смерти или инвалидности защитника или защитницы. Новации закреплены постановлением Кабинета министров №1090 от 24 сентября 2024 года.
Вокруг документа возникли некоторые недоразумения, касающиеся суммы выплаты семьям погибших воинов. В интерпретации некоторых СМИ размер соответствующих выплат по новым правилам был снижен с 15 миллионов гривен до 2,27 миллиона гривен. Более того, некоторые сообщили, что выплаты, наоборот, увеличены до 22,7 миллиона гривен.
Откуда вообще-то появились такие цифры?
Дело в том, что в упомянутом постановлении правительства говорится, что сумма выплат в случае смерти защитника или защитницы составляет 750 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц. На сегодняшний день прожиточный минимум для трудоспособных — 3028 гривен, соответственно сумма выплат должна быть на уровне 2,27 миллиона гривен. Вероятно те, кто сообщил об увеличении выплат до 22,7 миллиона гривен, просто не захотели верить в такую «зраду» и на подсознательном уровне добавили лишний ноль к соответствующей сумме.
Однако никакой «зрады» в решении правительства нет, и сумма выплаты в случае гибели (смерти) защитников и защитниц остается на том же уровне, что и раньше — 15 миллионов гривен.
Тогда откуда взялись 2,27 миллиона? Как оказалось, такая выплата предназначена для семей погибших или умерших не в зоне боевых действий или тех, кто не имел статуса военнослужащего.
Что касается размеров выплат в случае ранения, контузии или увечья защитников и защитниц, то они устанавливаются в соответствии с группой инвалидности:
— для I группы – 400 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (1,21 миллиона гривен);
— для II группы – 300 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (908 тысяч гривен);
— для III группы – 250 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (757 тысяч гривен).
Будет ли упрощение
Собственно упомянутое постановление правительства, которое вызвало столько споров, касается упрощения процедуры назначения и выплаты единовременной денежной помощи в случае гибели или инвалидности защитников и защитниц.
«Раньше решения о назначении единовременной денежной помощи принимались межведомственной комиссией, а средства выплачивались органами социальной защиты населения. Теперь Минветеранов будет принимать решение о назначении единовременной денежной помощи и проводить ее выплату путем зачисления средств на банковский счет получателя», — говорится в сообщении на сайте Министерства по делам ветеранов Украины.
В нем также указано, что лица с инвалидностью вследствие войны и члены семей погибших смогут подавать заявления и необходимые документы для получения помощи непосредственно в министерство, в частности, посредством почтовой связи или через центры предоставления административных услуг (так называемые «ЦНАПы») независимо от зарегистрированного места жительства. .
Представитель Кабинета министров в Верховной Раде Тарас Мельничук в своем телеграмм-канале уточнил, что «при технической возможности (введении электронного кабинета) такое заявление возможно будет подать в электронной форме посредством портала «Дія» или Единого государственного реестра ветеранов войны».
Любое упрощение процедур, особенно когда речь идет о человеческом горе, связанном с гибелью людей и инвалидностью, это, безусловно, очень правильно и гуманно. Но действительно ли после принятия упомянутого постановления порядок выплат будет упрощен?
«С учетом той бюрократической машины, которая у нас создана в государстве, думаю, что это, скорее всего, только на бумаге, — сказал в комментарии «Апострофу» полковник запаса ВСУ Олег Жданов. — Единственный у нас положительный момент бывает иногда, когда мы переводим оформление документов в электронный вид. Когда мы исключаем человеческий фактор, тогда есть некоторые упрощения, и то не всегда, потому что можно все оформить в электронном виде, но последним этапом будет получение подписей соответствующих начальников. Поэтому я не думаю, что одним решением мы сможем победить всю бюрократическую процедуру» .
В связи с этим нельзя не вспомнить вопиющие факты, о которых корреспонденту издания рассказывали ветераны – о том, что врачи давали им меньшую группу инвалидности, намекая, а иногда откровенно требуя «денежное вознаграждение» за то, чтобы повысить группу. А меньшая группа – это, конечно же, и меньшие выплаты, в том числе единовременной денежной помощи, и меньшие льготы.
Непростой вопрос
Недоразумение вокруг постановления Кабмина об упрощении процедуры получения денежной помощи в случае гибели или получения инвалидности защитника или защитницы заострили еще один важный вопрос – собственно, размеров таких выплат. Адекватны ли эти выплаты, или их нужно увеличивать?
Учитывая, что правительство в ближайшие три года не планирует увеличивать прожиточный минимум, выплаты, которые к нему привязаны, также не должны расти. Хотя власти могут все равно их поднять отдельными решениями.
Кроме того, в вопросах увеличения любых выплат возникает проблема наличия для этого финансового ресурса.
«Это непростой вопрос. Мы должны всяческое уважение и помощь оказывать непосредственно этим людям. Но есть вопрос бюджета, — сказал в разговоре с «Апострофом» член комитета Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов Сергей Гривко. — Нам нужно увеличивать количество предпринимателей, количество людей, которые смогут платить налоги, позволяющие наполнять бюджет».
Безусловно, у воюющего государства денег не очень много, но их нужно распределить в соответствии с социальной справедливостью, уверен Олег Жданов.
«У нас говорят, что нет денег на войну, в том числе на выплаты, но увеличивают содержание Офиса президента, Верховной Рады, Министерства внутренних дел, судей» , – говорит военный.
По его словам, увеличение выплат защитникам и защитницам должно происходить с учетом уровня инфляции, то есть должна быть индексация таких выплат.
«Выплаты за погибшего воина — это очень щепетильный вопрос, потому что жизнь человека — это, конечно же, бесценно. И никакие деньги не компенсируют потерю близкого, тем более любимого человека, — заявил изданию ветеран ВСУ, участник боевых действий. — В то же время, не могу не отметить, что 15 миллионов гривен — это очень и очень впечатляющая сумма. Из своего опыта знаю, что эта сумма впечатляет абсолютно всех – и самих воинов, и их родственников. Поэтому менять ее в сторону увеличения… Хотя понятно, что ни воины, ни родственники против не будут».