Тест-драйв Mazda MX-30: только для поклонников бренда
Этот автомобиль не был запланирован для тест-драйва, это больше зов души и желание поделиться с вами возможностями выбора. Это то, каким должен быть электромобиль, который имеет свой особый стиль и вызывает неудержимое желание владеть им.
Первый электромобиль от Mazda возможно и не впечатляет своими характеристиками, но точно врезается в память надолго. Из-за комбинации качества сборки, утонченной стилистики, комфорта и управляемости, а также общего шарма который сопровождает бренд. Mazda MX-30 не о практичности, а о том, чего никогда не будет в китайских электромобилях, даже с невероятными техническими характеристиками, и это — уверенность и гордость от владения.
Особенности и внешний вид Mazda MX-30
Mazda всегда занималась собственной стилистикой и следованием историческим ценностям. И MX-30 не стала исключением, а скорее редким экземпляром, который вскоре станет эксклюзивным. Почему? Потому что такого странного «зверя» встречаешь нечасто. Здесь практичность противоречит со стилем, но только на первый взгляд. На самом деле в основу этой модели была положена определенная философия.
Для начала, стоит напомнить о парадигме KODO, которую несут все последние модели бренда. Одинаковые с лица и разные по сути. Кажется, если поставить все современные Mazda в одну полосу, то трудно будет различить их. Возможно только по размеру и конфигурации решетки радиатора. И наш герой имеет все семейные приметы от оптики до фирменной решетки, или имитации решетки, ведь электричке она не нужна. Только в профиль кроссовер совсем другой и отличается даже от CX-30 — брата собрата по размерам и позиционированию.
Купеобразный силуэт имеет некоторые преимущества, которые скрыты в основе автомобиля. Так благодаря расположению батареи и основных агрегатов прочность кузова распределена на три части, что значительно повлияло на комфортное поведение шасси и общее управление автомобилем
Хотя времена Mazda RX-8 уже прошли, некоторые детали продолжают жить в новых моделях бренда. И именно MX-30 доверили напомнить о странных задних дверях, присущих спортивному купе. Так, здесь отсутствует средняя стойка, а двери меньше по размерам и открываются только после открытия передних дверей. Это никак не сказалось на жесткости кузова, только на удобстве. Поэтому можно сказать, что это купе с дополнительными дверями, которые облегчают доступ к заднему дивану, тогда восприниматься такое неудобство будет в другом мире.
Да, японцы точно опоздали с выпуском электрических версий и этот электромобиль имеет достаточно узкую нишу и спектр потенциальных покупателей. А, если считать, что предлагается он только с батареей 35,5 кВт*ч (200 км по WLTP), то это вообще очень странно выглядит.
Рынок, на момент появления этого кроссовера в 2020 году, уже предлагал не только Tesla с удлиненным запасом хода, но и Kia Niro EV и Hyundai Kona Electric, которые проезжали дольше чем было заявлено производителем. Неудивительно, что продажи Mazda MX-30 на европейском рынке, имеют ну очень посредственные показатели, а с американского рынка вообще убрали этот электромобиль. Там практичность явно перевешивает стиль и шарм бренда, ну и потребители проезжают большие дистанции каждый день чем те же владельцы электромобилей в Старом свете.
Если вдуматься, японцы не просто так использовали именно такую маленькую батарею. По их подсчетам, основной потребитель, в этом сегменте, передвигается преимущественно по городу и на скромные дистанции. За день, по мнению инженеров Mazda, владелец может преодолеть в среднем 100-120 км, поэтому запаса хода на 170 км (200 км заявленных производителем) будет достаточно. К тому же электромобиль обычно — это второй автомобиль в семье. Зачем предлагать больше, если оно понадобится в лучшем случае раз в год?
Батарея способна потреблять 50 кВт постоянного тока и пополнять запас хода за 26 мин с 20% до 80%, что и сейчас хороший показатель, тем более, что большинство зарядных станций выдает именно такую мощность. От домашней станции переменного тока автомобиль полностью может зарядиться за 7-8 часов, то есть за ночь.
Не стоит забывать, что истина скрывается глубоко. И здесь есть еще одно преимущество наличия скромной емкости батареи — это управляемость и расход энергии. По данным производителя электромобиль тратит до 19 кВт*ч на 100 км пути, что является хорошим показателем. И на самом деле это оправдывается в реальности, а иногда можно потратить и меньше, если не пользоваться климатом. Но главное, что управлять этим кроссовером — особое удовольствие.
Как едет Mazda MX-30
Стоит все же заметить, что Mazda любят не только за внешность. Здесь лучшие черты раскрываются при близком знакомстве. Кажется, что дух спорткупе RX-8 нашел новое воплощение. Нет, я не о динамике, которая здесь не впечатляющая, даже по меркам электромобиля, а об управлении. Настолько четкий руль и быстрое ощущение автомобиля я встречаю редко в стандартных дорожных версиях автомобилей. Он реагирует на каждое ваше движение и послушно выполняет задачи.
Мощность электродвигателя составляет 145 л.с. с крутящим моментом в 200 Нм, которые доступны на старте. Ускорение до первых 100 кмч займет 9,7 секунды, что для компакта с массой в 1720 кг довольно скромный показатель. Максимальная скорость ограничена на отметке в 140 кмч.
Управляется MX-30 очень легко. Все, что вам нужно сделать, это включить автомобиль кнопкой запуска, перевести селектор переключения передач в режим D (драйв), нажать на газ и направить автомобиль в необходимом направлении. Электрический силовой агрегат откликается быстро и динамично, автомобиль движется абсолютно плавно и почти бесшумно.
В основе шасси лежит уже привычная конфигурация со стойками McPherson впереди и торсионной балкой сзади. Но инженеры и здесь поработали плотно. Ни пассажиры, ни водитель не будут испытывать дискомфорта или дребезжания зубов при езде по мелким ухабам. Ощущение, будто между дорогой и салоном проложена подушка, которая поглощает вибрации.
Не будет здесь раскачки или кренов. Контролируемость при прохождении поворотов, или на скользкой дороге — это по умолчанию можно назвать лучшими в классе и в этой ценовой категории. Никакого лишнего движения, непредсказуемого поведения.
Акселератор позволяет ехать почти в «одну педаль», а мощность рекуперации регулируется переключением подрулевых лепестков. Но для остановки все же придется использовать тормоза. Это не та система, которую можно встретить, например, в Nissan Leaf, когда можно управлять скоростью одной педалью. Здесь рекуперация только тормозит автомобиль, сохраняя энергию. Значительного увеличения не будет, обычно торможение добавляет максимум 1% в общий объем.
Насыщенность систем безопасности и активных помощников здесь максимальная, согласно комплектации. Адаптивный круиз работает хорошо и чутко улавливает окружающие автомобили, сообщая вам об опасности. Но система оповещения о выезде с полосы движения слишком громкая и тревожная, кажется, что вы уже съехали на обочину, так она вопит. Но системные звуки можно отключить в настройках и оставить только вибрации — это хорошо, если вас пугают громкие сигналы.
Пространство и удобство Mazda MX-30
Атмосфера в салоне автомобилей японского бренда — это особое преимущество. Качество материалов, изящество и чистота стиля. Интерьер в основном также имеет дизайн, согласно стилистике Mazda, но есть дополнительный экологический настрой. Обычную кожу заменили на удобную для сторонников «зеленых технологий» замену, а также есть пробковая окантовка вокруг рычага коробки передач — отсылка к истории Mazda, который когда-то производили этот материал.
Мы можем увидеть фирменный спортивный руль с тремя спицами, а перед ним приятная приборная панель на 7 дюймов с довольно консервативным дизайном. Конечно, присутствует и проекционный дисплей, который дублирует информацию по навигации, скорость движения и систему определения дорожных знаков.
Вообще здесь приятно комбинируются привычные органы управления, клавиш, кнопок и современных технологий. Здесь рычаг коробки массивный и ассоциируется скорее с мощным большим автомобилем, чем с маленьким компактным кроссовером на электротяге. Рядом с ним сенсорный экран для управления климатической системой. Это гораздо проще в использовании, чем подобная настройка в Volkswagen ID3, тем более здесь продублировали управление клавишами по бокам монитора.
Каждая модель MX-30 предлагает информационно-развлекательную систему с 8,8-дюймовым дисплеем со встроенной спутниковой навигацией, Bluetooth и радио. Интерфейс выглядит достаточно четким, им легко пользоваться с помощью крутилки на консоли. Не нужно будет тянуться к монитору. Все очень удобно. Можно подключить Apple CarPlay или Android Auto и пользоваться этими сервисами.
Здесь все еще встречается проблема с подключением смартфона и периодически он просто отваливается. Приходится переподключать. Встречаются также обладательницы, которые теряются в глубинах меню и настроек, так и не находя необходимые функции.
Впереди достаточно места, независимо от вашего размера. Кресло регулируется в большом диапазоне, руль можно приспособить по вылету и высоте. Крепкая поддержка и удобные кресла, как и у всех моделей бренда. Ничего особенного нет. Но эти суперстильные двери с задними петлями делают доступ к задним сиденьям в лучшем случае неудобным. Они открываются только на 80 градусов, а сам проем довольно узкий.
Если сложить переднее кресло, можно увеличить доступ к заднему ряду, что поможет легче продвинуться взрослому мужчине. Но в целом это место больше для детей. Там затемненная атмосфера благодаря небольшому остеклению и плохой обзорности. Места тоже не очень много. И хотя ногам не будет тесно, над головой все равно нависает крыша.
Багажник предлагает приятную глубину и литраж в 366 литров, что может вместить или коляску, или несколько чемоданов для путешествия. При необходимости можно увеличить грузовое пространство до 1 171 литра.
На самом деле грузовое отделение меньше чем в супермини Mazda 2, и к тому же не будет скрытых отсеков для хранения вещей. Тем не менее багажник имеет красивую квадратную форму, он глубокий, а проём относительно большой, поэтому в него легко загрузить габаритные вещи. Только альтернативы все же предлагают больше места: Hyundai Kona Electric (466 литров), Kia Niro EV (475 литров) и Peugeot e-2008 (435 литров) и едут дольше чем Mazda.
Позиционирование и конкуренты Mazda MX-30
Если смотреть на характеристики, Mazda MX-30 будет почти последней в перечне электромобилей, которые можно приобрести. Возможно именно поэтому, ее официально так и не продают в Украине. Слишком узкий сегмент, а прайс на электромобиль не малый. В Европе за него просят около 28 тысяч евро, а за максимальную комплектацию — около 32 тысяч евро. На нашем вторичном рынке предлагают электромобили различных комплектаций от $15 тысяч до $20 тысяч, привезенные из Китая, поэтому и внимание нужно уделять им соответствующее.
Среди основных конкурентов, которые близки по стилистике и качеству можно назвать Mini Countryman SE, но он будет и дороже, к тому же будет иметь больший запас хода и более мощный двигатель. Peugeot e-2008 достаточно стильный, чтобы соревноваться в этом рейтинге, но опять же имеет куда больший пробег на одном заряде.
В любом случае Mazda наносит только точечный удар по потребителю в узком диапазоне. Это автомобиль именно для тех, кто знает и ценит бренд. Для тех, кто сможет наслаждаться изящной экологичностью, которую предложили японцы. Также MX-30 выделяется особым удобством для семей с детьми: она дарит уверенность, что ребенок не выскочит внезапно на дорогу во время остановки, а на заднем диване будет всегда особая атмосфера уюта и безопасности.
Следующее поколение вышло уже в гибридной версии Mazda MX-30 R-EV с роторным двигателем, который питает батарею и электродвигатель. Такая схема активно используется и в других моделях бренда, так что электромобиль может отойти на второй план и перейти в статус единственного в таком роде.
ПЛЮСЫ: управляемость, комфорт, стиль, интерьер, компактность.
МИНУСЫ: запас хода, динамика, доступ на задний ряд.
Технические характеристики Mazda MX-30
Кузов, тип | SUV |
Габариты (ДхШхВ), мм | 4395/1848/1570 |
Колесная база, мм | 2655 |
Заявленный клиренс, мм | 130 |
Объем багажника, л. | 366/1171 |
Снаряженная масса, кг | 1720 |
Емкость батареи, кВт*ч | 35.5 |
Мощность, л.с. (кВт) | 145/107 |
Максим. крутящий момент, Нм | 271 |
Запас хода, км | 200 |
Тип привода | передний |
Подвеска | независимый/зависимый |
Трансмиссия | одноступенчатый автоматический |
Динамика 0-100, с | 9,7 |
Максимальная скорость, км/ч | 140 |
Потребление энергии, кВт*ч/100 км | 19 |
Стоимость бу, грн | 658 275 |
Стоимость тестового авто, грн | 1 404 320 |
Конкуренты | Peugeot e-208 |
FIAT e500 | |
Kia Niro EV | |
VW iD3 | |
DS3 Crossback E-tense | |
Opel Mokka-e | |
Citroen e-C4 |