eplus.com.ua

Шоу с продолжением: чего достигла и куда двигается "Крымская платформа"/Саммит не дал ответа на вопрос, как Киев собирается возвращать оккупированный полуостров

Август 28
11:57 2021

В преддверии тридцатилетнего юбилея Независимости, в Киеве прошел первый саммит «Крымской платформы» — структуры, призванной способствовать деоккупации полуострова. Саммит стал одним из самых главных событий уходящей недели. Несмотря на представительность и масштаб мероприятия, его практические результаты вне медиа-сферы остаются пока не вполне ясными. В том, чего добились организаторы «Крымской платформы», разбирался «Апостроф»

Медиа-эффект достигнут

23 августа, за день до 30-летия независимости Украины, состоялся первый саммит «Крымской платформы». Создать платформу президент Владимир Зеленский предложил в сентябре 2020 года во время выступления на 75-й сессии Генассамблеи ООН, ее главной целью было объявлено формирование коалиции стран для поддержки освобождения Крыма, Черного и Азовского морей от российской оккупации и преодоления ее негативных последствий.

В результате, первый саммит «Крымской платформы» получился самым представительным международным мероприятием за все время Независимости. В столицу Украины прибыли представители 46 государств и международных организаций. Делегацию США возглавляла министр энергетики Дженнифер Гренголм, Германии – министр экономики и энергетики Петер Альтмайер. Присутствовать на саммите согласились представители из всех стран Евросоюза, а также Великобритании, Грузии, Молдовы, Турции, Северной Македонии, Швеции, Австралии, Новой Зеландии, Японии и Канады. В их числе — девять президентов, четыре премьер-министра, 13 министров иностранных дел, а также 8 послов соответствующих государств в Украине.

И тем не менее, следует поговорить о реальных результатах, достигнутых в результате этого мероприятия. Мнения экспертов по этому поводу сводятся к тому, что медийный эффект саммита полностью достигнут, а вот с практической частью могут возникнуть сложности, поскольку «Крымская платформа» сама по себе никак не приближает момент деоккупации Крыма и даже не предлагает действенных инструментов для этого.

Перед саммитом президент Владимир Зеленский сравнил «Крымскую платформу» с «колокольней», из которой можно «бить в колокола» и делать актуальными крымские темы. По его словам, — это первая единая институциональная площадка, которая будет работать не раз в год, а ежедневно в офисе «Крымской платформы».

«Что можно сделать? Надо бить в колокола. Для этого нужно, чтобы была колокольня, были руки. Считаю, что до этого момента, до «Крымской платформы», не было такого колокола. А вот люди и руки были и есть. Но покажите, пожалуйста, в какие колокола им бить, кроме сообщений в фейсбуке…», — заявил президент.

Некоторые участники «Крымской платформы» били в колокола для того, чтобы напомнить миру о своих обидах. К примеру, представители Чехии и Венгрии в своих выступлениях большое внимание уделили так называемому Мюнхенскому сговору 1938 года (повлек за собой раздел Чехословакии) и Трианонским соглашениям 1920 года, в результате которых Венгрия потеряла более половины своих территорий, часть из которых сейчас входят в состав Украины.

Как известно, участники киевского саммита подписали итоговую Крымскую декларацию. Документ фиксирует непризнание аннексии Россией украинского Крыма, в нем также говорится о недопустимости нарушения прав человека на полуострове, необходимости обеспечения безопасности в Азово-Черноморском регионе, о свободе судоходства и специальных ограничительных мерах в отношении РФ. Как заметно из названия, документ представляет собой именно декларацию — каких-либо действенных инструментов по деоккупации украинского полуострова, кроме призывов к России, он не предлагает.

Крымская платформаФото: flickr.com

Как заявил министр иностранных дел Дмитрий Кулеба, после окончания саммита платформа будет функционировать на четырех уровнях: при участии глав государств, министров иностранных дел, парламентов и экспертных кругов из разных стран. Правда, пока конкретики в отношении функционирования офиса платформы нет, за исключением анонса его непрерывной работы. Но работать, как известно, можно по-разному…

Международный обозреватель Алексей Кафтан считает, что если заявленный формат работы «Крымской платформы», то есть 365 дней в году и 24/7 будет воплощен в жизнь – это будет первая инициатива такого толка, которая будет стабильно раздражать Россию.

«Говорить о практических результатах пока рано, но в медийном измерении сделана очень важная вещь: России снова, как и 7 лет назад, приходится повторять подзабытый «Крымнаш», ведь они пытались подать аннексию как свершившийся факт», — говорит «Апострофу» эксперт.

Его поддерживает экс-представитель президента в Автономной республике Крым, юрист Борис Бабин. По его словам, свою приверженность политике непризнания оккупации Крыма и продолжению санкций против России подтвердили более 40 государств, и для Москвы это плохая новость.

«Что такое «Крымская платформа» с точки зрения международных отношений? Это саммит высокого уровня, на котором был подписан документ такого же уровня, а именно декларация, носящая характер международного политико-правового документа, и государства, которые ее подписали, заявили о намерении ее выполнять, это очень важно», — заявил Бабин.

Что дальше?

Большинство наблюдателей обращают внимание именно на созданный саммитом медийный эффект. Но о реальных вещах, которые хоть как-то приблизили бы деоккупацию, речь пока не идет: власть по-прежнему утверждает, что Крым будут возвращать дипломатическим путем, без какой-либо конкретики. Нет ясности, собственно, и с тем, как дальше будет функционировать «Крымская платформа».

«Платформа заявлялась как постоянно действующий механизм, и теперь Украина и государства-подписанты декларации должны определить, как именно будет работать этот механизм, что нужно сделать, чтобы платформа стала влиятельной международной организацией. Тут нужно много работать по организации межгосударственного взаимодействия в рамках платформы, причем на постоянных основаниях. Исходя из этого, любые оценки такой работы платформы можно давать уже на следующем ее саммите», — считает Борис Бабин.

Фото: Апостроф / Роман Петушков

О сложности прогнозирования конкретных результатов от работы платформы говорит и Алексей Кафтан, который отмечает, что в итоге «Крымская платформа» может и «сойти на нет».

«У Киева есть довольно богатый опыт участия и создания многосторонних форматов как с позитивными, так и с негативными результатами. Все зависит от нашей политической воли по продвижению правильных нарративов о способности работать по этой теме дальше и от нашего умения привлекать к этому партнеров. Потому что одно дело не признавать Крым российским, а совсем другое постоянно делать России неудобно: тут идет речь о продолжении экономической и транспортной блокады полуострова с тем, чтобы издержки России с каждым днем оккупации Крыма возрастали», — сказал он, добавив, что «Крымскую платформу» можно сравнить с «форточкой Овертона».

«Мы эту форточку приоткрыли, показав, что может быть не только неприятие оккупации отдельными странами, но есть хор голосов, то есть может быть синергетический эффект», — заключил эксперт.

Не согласен с коллегами эксперт по вопросам международной политики Илия Куса. По его мнению, в том формате, в котором проходил саммит, это было политическое ритуально-символическое мероприятие.

«Конечно, было широкое диппредставительство, правильные месседжи. Впервые за 7 лет подняли саму тему Крыма, но на этом все — практического значения для деоккупации Крыма это мероприятие иметь не будет. Сейчас все задаются вопросом, как будет работать офис «Крымской платформы». Но из той документации, которую обнародовал Офис президента и правительство, объясняя суть этой структуры, я не очень понял, как это все будет происходить, какие ресурсы выделяются, кто будет руководить — МинТОТ (Министерство по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины, — «Апостроф»), Офис президента или еще какая-то структура. Кто будет ответственен, неясно. Могу предположить, что Офис «Крымской платформы» будет структурой с информационно-разъяснительной функцией: время от времени напоминать о Крыме, поднимать этот вопрос, обсуждать его, креативить какими-то идеями по поводу оккупированных территорий, но вряд ли они повлияют в практическом плане на деоккупацию Крыма. Ведь для этого нужны абсолютно другие ресурсы, политика. Да и решается вопрос Крыма не в Киеве на «Крымской платформе», а в Москве, Вашингтоне, Париже и Берлине», — подытожил Куса.

Итак, первоначальные задачи «Крымской платформы» — вернуть проблему деоккупации Крыма в международную повестку дня, подразнив при этом Россию, можно сказать, выполнены. В этом отношении Владимир Зеленский переиграл, прежде всего, предыдущую власть — ведь при Петре Порошенко даже этого по крымской проблематике не делалось. Но вслед за декларациями и громкими заявлениями должны последовать реальные дела. А вот конкретных рецептов того, как освободить Крым — участники «Крымской платформы«, к сожалению, пока не предлагают.

Статьи по теме

Последние новости

«Есть за что»: Безуглая вдруг похвалила Умерова

Читать всю статью

Наши партнеры

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY

EA-LOGISTIC: Транспортная компания с высоким стандартом обслуживания и надежности.