Крик из прошлого: стоит ли назначать Владислава Криклия на новую должность?/Экс-министр инфраструктуры не теряет надежды вернуться во власть
Бывший министр инфраструктуры Владислав Криклий не появлялся в информационном пространстве так давно, что даже профильные эксперты и участники рынка стали забывать о его существовании. Однако в августовском затишье в кулуарах на Печерских холмах фамилия экс-чиновника вдруг стала всплывать в контексте различных государственных должностей — уровня как руководителя крупных госкомпаний, так и центральных органов исполнительной власти. И это не удивительно, поскольку сам президент Украины заявлял, что Криклий все же получит новую должность.
«Апостроф» решил напомнить какие достижения имеет экс-министр и почему его возвращение во власть — плохая идея.
Хотя Владислав Криклий ушел из Мининфраструктуры в мае 2021 года по собственному желанию, но в «Слуге народа» тогда заявили, что к министру имеются вопросы по «Укрзализныце». Впрочем, сам Криклий довольно оптимистично оценивал свои шансы на возвращение во власть и даже, как ни смешно, планировал принять участие в конкурсе на должность главы правления “Укрзализныци” либо возглавить агентство по управлению государственными активами.
Конечно, амбиций 34-летнему экс-чиновнику не занимать. Но давайте вернемся назад и вспомним, какими «успехами» прославился Криклий на должности министра.
Параллельная структура
Участники рынка транспортных услуг и инфраструктуры обвиняли Владислава Криклия в создании теневого бэк-офиса, через который якобы решались все вопросы в министерстве. Эта структура параллельного управления ведомством, по информации некоторых СМИ, якобы была создана еще при правительстве Алексея Гончарука.
Возглавил ее юрист Павел Шевченко, которого называли бенефициаром и “управляющим” целого ряда схем — от «теневой” сертификации газобалонного оборудования через “правильные” компании до выдачи разрешений “Укртрансбезпекой” и выдачи разрешений на международные грузовые перевозки.
По информации СМИ, теневой бэк-офис якобы замыкал на себя “решение вопросов” с авиакомпаниями, в частности, в период пандемии именно через его функционеров нужно было получать “разрешения” на возобновление полетов, экстренные рейсы или чартерные перевозки.
Правда это или нет – остается догадываться, поскольку правоохранительные органы никаких действий не проводили и комментариев по этому поводу не давали.
Однако после публикаций о теневом бэк-офисе появилась информация, что Криклий свернул этот офис, который находился в переулке Рыльского и якобы перевез его в соседний квартал, в бизнес-центр “Панорама“ на Большой Житомирской.
А вот поборы с моряков за продление разрешительных документов являются установленным фактом. Схему поборов раскрыла СБУ. На ней кормились сотни чиновников Морречсервиса, который подведомственен Мининфраструктуры.
“Укрзализныця” – угроза национальной безопасности
Главным провалом Криклия называют неспособность наладить эффективное управление ключевым активом министерства — “Укрзализныцей”. На этом предприятии во времена Криклия сменилось несколько руководителей, но все они уходили со скандалами и обвинениями в коррупции. Кроме того, за время руководства Криклия компания была доведена до предбанкротного состояния. Ситуация в “Укрзализныце” стала предметом рассмотрения на отдельном заседании СНБО. Там было принято решение рекомендовать Кабмину ввести в “Укрзализныце” временное руководство. Служба безопасности Украины даже подготовила для СНБО разгромный отчет о состоянии дел в железнодорожной компании. Согласно документу, основные показатели работы предприятия по всем ключевым направлениям — катастрофические. Основной посыл спецслужбы заключается в следующем — коррумпированность чиновников “УЗ” ведет к реальным угрозам национальной безопасности. А это уже не шутки.
“Укрзализныцей” занималась и временная следственная комиссия. В итоге было установлено, что принятый “УЗ” и утвержденный правительством финансовый план компании на 2021 год оказался “фикцией”. Члены следственной комиссии установили, что план был разработан на основании завышенных показателей перевозок. Кроме того, несмотря на готовность правительства всячески способствовать модернизации, компания не смогла выйти на нормальные темпы освоения инвестиций. Планы обновления вагонного парка — как пассажирского, так и грузового — провалены.
Сам же Криклий стал участником громкого “вагонного” скандала, связанного со ввозом под видом старых вагонов откровенного металлолома из России с целью сбить ставки на аренду для конкретных грузоотправителей и довести до банкротства вагоностроительную отрасль в интересах иностранных производителей.
Неоднозначное восприятие среди экспертов имеет и инициатива с допуском частной тяги на колеи “Укрзализныци”.
У Криклия также не было четко выраженной позиции относительно неэффективного наблюдательного совета компании, хотя об этом заявляли правоохранительные органы.
Что с другими отраслями?
По другим транспортным отраслям картина тоже не радужная. К примеру, в авиации участники рынка ждали от Криклия поддержки со снижением налогов на внутренние перевозки, финансовых стимулов от государства во время пандемии для отечественных перевозчиков по образцу других государств. Ничего из этого они так и не дождались, а незначительные успехи типа договоренностей со Словакией по пролету самолетов в аэропорт Ужгорода либо начало строительства нового аэропорта в Днепре состоялись бы так или иначе, вне зависимости от личности министра.
В морехозяйственном комплексе также похвастаться нечем. Экс-министр запомнился разве что проведенным в интересах российских компаний законопроектом о внутреннем водном транспорте, который полон коррупционных рисков и лишь усиливает давление на бизнес, не доведенной до конца процедурой концессии портов Херсон и Ольвия, старыми теневыми схемами в портах.
Нет успехов и в реформировании “Укрпочты”. Эта компания старается самостоятельно работать в рыночных условиях, независимо от того, кто сейчас министр инфраструктуры.
Справедливости ради отметим, что в свои заслуги Криклий может записать запуск системы габаритно-весового контроля “взвешивание в движении” (weight in motion). Ее обещали запустить еще при предыдущих министрах, но лобби крупных грузоотправителей, в первую очередь, агрохолдингов, эту инициативу блокировало. Кроме того, система внедрена не до конца — автоматическое начисление штрафов только готовится.
Что касается дорожного строительства, то тут все эксперты сходятся во мнении, что Криклий лишь “стоял рядом и перерезал ленточку”. “Укравтодор” всю работу напрямую координировал с Офисом Президента, поскольку “Большое строительство” проходит под патронатом Владимира Зеленского. Более того, участники рынка неоднократно давали понять, что Мининфрастурктуры, вместо помощи постоянно вставляет палки в колеса дорожным строителям, часто блокируя необходимые инициативы или игнорируя их блокирование другими органами, например, Государственной казначейской службой. Уходя с должности министра, Владислав Криклий сказал, что оставляет своему преемнику Александру Кубракову план реформ в инфраструктуре. Однако почему Криклий сам реформ не проводил – остается загадкой.
Игорь Теплов