eplus.com.ua

Деолигархи­зация на марше: кто подсказал Банковой "раскулачить" Фирташа/Активы "венского узника" могут поменять владельца

Июнь 25
08:45 2021

Пока олигарх Дмитрий Фирташ в Австрии борется против экстрадиции в США, в Украине по его бизнес-империи, в которую входят титановый, азотный, газовый бизнес и СМИ, решила нанести удар Банковая. Президент Владимир Зеленский в четверг, 24 июня, своим указом ввел в действие санкции СНБО от 18 июня. Одним из ключевых «пострадавших» стал Дмитрий Фирташ. О том, почему Банковая решила ударить по этому олигарху, и почему одним из главных заказчиков этой атаки может быть его давний компаньон Сергей Левочкин, читайте в материале «Апострофа».

За что взяли австрийского «пленного»

18 июля Совет национальной безопасности и обороны решил ввести максимальный комплект санкций против Фирташа. Не прошло и недели, и президент Владимир Зеленский «освятил» решение Совбеза собственным указом. Фирташу, а также скандальному харьковскому бизнесмену Павлу Фуксу блокируют активы, ограничат торговые операции, полностью прекращается транзит ресурсов, полетов и перевозок по территории Украины. Также им запрещено выводить деньги за пределы Украины, аннулируются определенные лицензии и разрешения, они не могут участвовать в приватизации, аренде государственного имущества и тому подобное. Ограничения будут действовать три года.

Почему Банковая взялась именно за Фирташа? По словам секретаря СНБО Алексея Данилова, речь идет об участии олигарха в титановом бизнесе, в частности, поставках сырья, которые идут, по данным украинской разведки и спецслужб, на военные предприятия России.

Среди прочего, олигарх был непосредственным владельцем предприятия «Крымский титан», расположенного в оккупированном Крыму и перерегистрированного по российскому законодательству в 2016 году. Сейчас «Крымский титан» зарегистрирован якобы на ближайшее бизнес-окружение Фирташа, что по сути ничего не меняет в отношении сотрудничества олигарха со страной-агрессором.

Если вернуться к истории на полтора десятка лет назад, можно вспомнить, что Дмитрий Фирташ стал известен общественности в первую очередь как бенефициар одиозной компании «РосУкрЭнерго» и ряда газовых схем, связанных с ней. Уже тогда Дмитрия Васильевича стали связывать не только с Кремлем в лице тогдашнего председателя совета директоров «Газпрома» Дмитрия Медведева, но и с известным постсоветским мафиози Семеном Могилевичем.

С тех пор «газовый король» обзавелся множеством активов в различных отраслях, занимая в них важное, если не господствующее положение. Даже после того, как Фирташ провел 7 лет под домашним арестом и потратился на суды (залог за него в 125 млн долларов, к слову, заплатил российский олигарх Василий Анисимов), его активы поражают масштабом и разветвленностью. В различных рейтингах самых богатых украинцев он стабильно держится в первой десятке, но уже не в верхней ее части, как это было во времена Януковича.

Официально Фирташ является бенефициаром и совладельцем 100 различных компаний, а также учредителем или руководителем еще нескольких благотворительных фондов и некоммерческих организаций.

«Многократный» монополист

Основой бизнес-империи Фирташа является металлургия. Еще до Революции достоинства Фирташ получил полный цикл производства титана — от добычи руды на Полесье и в Днепропетровской области до заводов по переработке — «Запорожского титано-магниевого комбината» и «Крымского титана». Однако после российской оккупации Крыма в 2014 году завод на полуострове отрезали от сырья, а Иршанский и Вольногорский ГОК вернули в государственную собственность, сформировав из них «Объединенную горно-химическую компанию» (ОГХК). Впрочем, олигарх все равно продолжал влиять на эту структуру.

Тем более, что в руках Фирташа осталось три компании по добыче, поставлявших ильменитовую руду, содержащую титан, на крымский завод в обход всех санкций и постановлений Кабмина. Само предприятие «Крымский титан» было перерегистрировано по российскому законодательству, но компания живет и по украинским законам, пользуясь льготами крымской «свободной экономической зоны», которую ввели после оккупации. То есть, украинский олигарх фактически вооружал Москву, поставляя ей незаменимый в авиации и производстве оружия металл.

Кроме металлургии Фирташу принадлежат подавляющее большинство украинских газоснабжающих компаний (18 облгазов), которые объединены под брендом «РГК». Эти компании ведут базы своих абонентов, которым поставляют газ. Данные о каждом домохозяйство сводятся в единое целое, выставляется норма потребления и сумма к оплате. При этом они не обязаны показывать свои абонентские базы кому-либо и могут «рисовать» там любые списки потребителей. Таким образом, за счет переброски тех, кто потребляет меньше, в категорию потребляющих больше, и просто за счет «мертвых душ», завышаются объемы газа для населения и занижаются объемы газа, проданного промышленным потребителям по рыночной цене.

Владеет «венский узник» и группой крупнейших химических предприятий, входящих в холдинг Ostchem. Это заводы по производству удобрений «Азот» (Черкассы), «Концерн Стирол» (оккупированная Горловка), «Северодонецкое объединение Азот», «Ривнеазот» и «Нитроферт» (Эстония).

В 2019 году Антимонопольный комитет Украины провел расследование деятельности компаний Group DF, принадлежащей Фирташу, и обнаружил признаки монопольного положения на рынке азотных минеральных удобрений. В АМКУ установили, что предприятия Group DF покупали газ для производства удобрений в связанных компаний, а затем перепродавали его внутри группы, постоянно поднимая цену. Когда газ доходил собственно к конечному заводу-производителю удобрений, его цена была существенно завышенной, что приводило к завышению стоимости азотных удобрений. Кроме того, в течение 2017 года производство группы химзаводов останавливали из-за сознательного непроведения расчетов за поставки газа, то есть злоупотребляли монопольным положением из-за искусственного ограничения производства удобрений.

Кроме металлургии, облгазов и химпредприятий Фирташ владеет еще и портом «Ника-Тера» в Николаеве, инвестиционной группой «Архи Строй», несколькими крупными агрофирмами. Но далеко не последнюю роль в этом «царстве» играет медиа-актив, которым олигарх владеет совместно с Сергеем Левочкиным и вдовой основателя телеканалов Игоря Плужникова Светланой — речь идет о группе телеканалов «Интер», а также информагентстве «Украинские новости».

Кто готов поделить «империю» Фирташа

Безусловно, богатства Фирташа интересует его недругов, конкурентов и Банковую. Прогнозы о возможном введении санкций против «венского узника» звучали уже давно, говорит политический аналитик Международного центра перспективных исследований Игорь Петренко.

«Власти удобно бить по Фирташу, у него проблемы в США. Кроме того, он явно вписывается в разрекламированную деолигархизацию и борьбу с коррупцией. Видимо, одно время Банковая пыталась реанимировать уголовные дела по Фирташу по «РосУкрЭнерго» и банку «Надра», но неудачно — поэтому решили пойти путем санкций», — говорит Петренко.

Несколько иначе смотрит на ситуацию политический эксперт Виктор Небоженко. Он обращает внимание на то, что для президента Зеленского, который пойдет на второй президентский срок, важно ослабление или даже отсутствие конкурентов.

«Кроме больших денег, каких-то реформ, хаотических движений Зеленскому очень важен контроль… Он не винницкий, не одесский, не киевский и не львовский. Он — скорее с востока Украины, и ему очень важно, чтобы там для него были минимальные конкуренты. А Фирташ, как мы знаем, финансирует ОПЗЖ. И не надо забывать, что один из самых коммуникативных олигархов — это не вечно улыбающийся Коломойский, а Ахметов, который находится в определенно напряженных отношениях с Фирташем. Поэтому проблемы Фирташа — это маленькая победа Ахметова», — говорит Небоженко, добавляя, что если Фирташ поймет, что от него требуют и уменьшит финансирование ОПЗЖ, то на востоке Украины произойдет перераспределение политического влияния.

Тень Левочкина

По мнению политолога Петра Олещука, атака на обессиленного Фирташа — закономерна.

«После санкций против Медведчука был вопрос, будут ли трогать большие фигуры. Никто не будет отрицать, что Фирташ — влиятельная фигура или, по крайней мере, еще недавно был довольно значительным. Вместе с тем, он уже 7 лет не в Украине и сейчас не может противодействовать наложенным санкциям, поэтому выбор очевиден», — говорит Олещук.

Возникает вопрос — почему давние соратники Фирташа не могут подставить плечо опальному товарищу? Вопрос в данном случае риторический. Как ранее писал «Апостроф», «газовики» уже давно не представляют из себя реальной монолитной структуры . Более того, как рассказали нашему изданию источники, у каждого из основных представителей данной финансово-промышленной группы давно есть свои структуры, которые ориентируются исключительно на них.

«Например, у Фирташа есть разная недвижимость в Украине. И есть свой «смотрящий» за всем этим имуществом. Речь идет о Дмитрии Дронова, председателе правления «Киевоблгаза», — рассказал нам информированный источник.

Что же касается Левочкина и Бойко, то они давно играют в свою игру. Многие эксперты предполагают, что близкий к Банковой в последнее время Сергей Левочкин, который является давним бизнес-партнером олигарха, приложил руку к санкциям против него, надеясь поживиться на разрушении бизнеса компаньона. Впрочем, с этим согласны не все.

Виктор Небоженко, например, считает, что удар по Фирташу — тенденция, которая свидетельствует о том, что Россия делает большую перезагрузку своей агентуры в Украине.

«Не забывайте, что Россия сейчас очень плотно занимается перегруппировкой своей «пятой колонны» в Украине. Она вводит туда свежие талантливые личности, активно влияет на Офис президента и еще очень много делает. То есть те люди, которые на протяжении 15 лет представляли кремлевское направление — те же Фирташ, Левочкин и все, кто находится в ОПЗЖ — оказались крайне плохими политиками, хотя и неплохими бизнесменами. Скорее, речь идет о какой-то перестройке, просто мы еще не знаем, какая на самом деле сейчас у них дорожная карта. Понятно, что все это происходит не без участия Кремля. Так что здесь нельзя все сводить к отношениям между Левочкиным и Фирташем», — говорит Небоженко.

Впрочем, Игорь Петренко говорит, что «рука Левочкина» в санкции против Фирташа есть, поскольку экс-глава Администрации президента Януковича заинтересован в перехвате части влияния Фирташа в политике.

«Безусловно, Левочкин заинтересован окончательно завладеть «Интером», вытеснив оттуда Фирташа и подтолкнув его в пропасть. Но здесь есть еще один момент: Фирташ финансирует часть ОПЗЖ, так называемых «газовиков». Когда это финансирование прекратится, Левочкин может предложить Банковой взять проект на содержание как контролируемую оппозицию, несмотря на то, что рейтинги партии на юго-востоке сейчас падают», — говорит Петренко.

Лондонские друзья не помогут?

Практически сразу после того, как стало известно о санкциях против Фирташа, в британских СМИ появилась информация, что свои усилия по «отбеливанию» олигарха могут активизировать его друзья по бизнесу, бывшие топ-менеджеры, работавшие в структурах олигарха, которые занимают весьма высокое положение в британской политике и иерарахии. Впрочем, эксперты относятся к таким потугам довольно скептически.

«Возможно, лоббисты Фирташа попытаются упирать на то, что санкции, дескать, являются внесудебной расправой, но на фоне его преследования со стороны США это явно будет выглядеть не очень убедительно. Скорее, эти люди попробуют заработать на Фирташе, а не реально что-то сделать для защиты его имиджа, отмены санкций и так далее», — говорит Игорь Петренко.

Согласен с ним и Олещук, который обращает внимание на то, что лоббистам важен не только имидж Фирташа, но и их собственный.

«К Фирташу и так есть конкретные уголовные претензии США, и это базисная сторона его нынешнего международного имиджа. То есть, вряд лик то-то будет настойчиво и открыто защищать интересы олигарха, потому что это может быть чревато для имиджа самих защитников олигарха», — говорит эксперт.

Несколько по-другому смотрит на потенциал лондонских защитников Фирташа Виктор Небоженко. Он считает, что друзья олигарха из Туманного Альбиона могут даже переоформить некоторые его активы на себя.

«В гибридной войне работают все факторы. Вполне возможно, что кроме мафиозных структур и спецслужб России, кто-то из Лондона достаточно заинтересован в помощи Фирташу. Да, он дружил с очень многими британскими политиками. Когда у тебя такие огромные финансы и возможности — дружить с западными политиками очень легко. Ну и наконец, идет же борьба между Штатами и Кремлем за титановый бизнес Фирташа. Конечно же, он успеет переписать титан на своих лондонских друзей, но тогда он не попадет ни в руки Кремля, ни в руки украинцев. Тут идет сложная игра. Мы еще не знаем, где Фирташу было бы удобней сидеть. Конечно же, Вена лучше, да и Вена мечтает оставить себе такого золотого «узника совести». Это вам не калифорнийская тюрьма, где многие не понимают шуток», — говорит Небоженко.

Как бы там ни было, санкции уже ударили по бизнесу бывшего «газово-химического короля», уже в ближайшее время они могут остановить всю его операционную деятельность. Тем временем бывшие партнеры по большой политике начнут «рвать» Фирташа, и противопоставить им «венскому узнику» будет уже нечего.

Статьи по теме

Последние новости

Украина в отличие от РФ не берет гражданских заложников в плен. Интервью с постпредом президента Украины в Крыму

Читать всю статью

Наши партнеры

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY

EA-LOGISTIC: Транспортная компания с высоким стандартом обслуживания и надежности.