Транспортный комитет ВР и Юрий Кисель блокируют борьбу с коррупцией в морской отрасли — СМИ
Транспортный комитет Верховной Рады отправил на рассмотрение парламента проект закона 3944, согласно которому в Украине должна быть внедрена международная практика автоматической пролонгации документов моряка. В случае принятия, законопроект ломает коррупционную схему на $6-8 млн в месяц, к которой могут быть причастны бывшее руководство Мининфраструктуры, и комитета по вопросам транспорта в ВР.
Об этом пишет РБК-Украина.
Издание напоминает, что в июле 2020 в ВРУ был подан законопроект члена антикоррупционного комитета Ивана Шинкаренко и других, призванный упростить выдачу документов морякам. Согласно ему, в случае наличия документов о подготовке моряка и подтверждения стажа, повторная сдача экзамена каждые 5 лет не требуется. А значит исключается пласт коррупционных рисков, а морякам не нужно будет платить до $8 тыс за экзамен.
«Несмотря на остроту проблемы, законопроект на комитете, который возглавляет Юрий Кисель, не рассматривали почти год. По мнению представителей общественных организаций моряков и других наблюдателей, причина могла состоять в том, что некоторые члены комитета и сами могли быть причастны к схеме поборов», — говорится в материале.
В августе 2020 начался процесс ликвидации Инспекции по дипломированию моряков. С 22 ноября 2020 ее функции были переданы в Морскую администрацию. Приказ о ликвидации оспорил в суде бывший сотрудник инспекции, ОАСК документ отменил. Как выяснили в Bihus.Info, параллельно в Морской администрации было внедрено компьютерное тестирование. Однако чтобы пройти тест, все равно необходимо было «позолотить руку» определенному агенту. Журналисты программы «Гроші» обвинили министра Криклия, что он является частью схемы поборов с моряков.
В феврале Мининфраструктуры обнародовало проект приказа о переводе моряков на электронную систему тестирования. Инициативу поддержали общественники и глава исполкома Национального совета реформ Михаил Саакашвили. Он поддерживал моряков в ходе акций протеста, лоббировал упрощение системы подтверждения квалификации, критиковал чиновников, которые могут стоять за блокированием таких инициатив, заявлял, что на взятках моряков «кормится» нардеп от Николаевской области Игорь Негулевский.
В конце апреля Криклий сообщил, что приказ зарегистрирован в Минюсте, однако не вступал в силу, поскольку не был опубликован в Официальном вестнике. Авторы законопроекта 3944 решили форсировать его принятие через сессионный зал парламента. Реакцию главы комитета Юрия Киселя на предложение вынести документ в зал обнародовал в YouTube-канале нардеп Александр Куницкий. По словам Куницкого, изменения в порядке получения документов не выгодны Криклию, поскольку тот «не хотел ломать схему и кормился с нее, возможно делясь с кем-то в Кабмине». Инициативу на себя пришлось брать депутатам. По его словам, вынести проект в зал важно, чтобы свернуть «кормушку» на $6-8 млн в месяц и дать возможность морякам либо автоматически пролонгировать документы, либо проходить переэкзаменовку через прозрачные механизмы.
По данным источников в Мининфраструктуры, даже если комитет под руководством Юрия Киселя будет блокировать законопроект 3944 после его вынесения в зал или при подготовке ко второму чтению, новый министр Александр Кубраков будет искать механизмы, чтобы решить проблему максимум в течение 2-3 месяцев.