eplus.com.ua

Вместо борьбы с коронавирусом мы видим хаос и бездействие – депутат Киевсовета Богдана Тимощук/На фоне пандемии происходит странное соревнование между Минздравом и местной властью

Апрель 30
11:39 2021

О действиях Киевсовета, который пытается облегчить жизнь жителям и предпринимателям столицы во время локдауна, системных провалах центральной власти во время борьбы с коронавирусом, а также о конфликтах правительства с местной властью, в интервью «Апострофу» рассказала депутат Киевсовета от «Батькивщины» Богдана ТИМОЩУК.

– В среду, 28 апреля, киевские власти приняли решение о завершении жестких ограничений в связи с пандемией коронавируса. По вашему мнению, помог ли карантин стабилизировать ситуацию в столице?

– Ограничения, введенные в Киеве, хоть и непопулярны, но были абсолютно оправданными, в том числе это касалось и ограничения допуска в общественном транспорте. Этот метод применяется во всем мире, когда общественный транспорт работает только по спецпропускам – для работников критической инфраструктуры.

Другой вопрос, что когда мы спасаем население от инфекции, мы не должны попасть в другую крайность, когда из-за перманентного локдауна наступит экономический кризис для каждого человека. В период усиления карантинных мер предприятия должны перевести сотрудников на дистанционную работу, или если это невозможно, то обеспечить логистику для своих сотрудников.

Как видим, в последний месяц нам удалось организовать систему работы по доступу к общественному транспорту для работников критической инфраструктуры, а также помочь тем, кому пришлось ограничить свою деятельность.

– Уточните, что Вы имеете ввиду, говоря о помощи?

– Озвучу лишь некоторые из элементов. На пленарном заседании Киевсовета 8 апреля мы поддержали внесение изменений в решение по поводу комплексной поддержки субъектов хозяйствования столицы. В частности, были введены льготы для малого и среднего бизнеса на период карантина. Речь идет об установлении символической фиксированной суммы долевого участия в размере 1 гривны для летних и сезонных площадок. Такая поддержка не только уменьшит финансовую нагрузку на бизнес, но и позволит сохранить рабочие места.

Договорились мы и о снижении оплаты за размещение наружной рекламы и рекламы на коммунальном транспорте, а также об освобождении владельцев авто на территории Киева от оплаты за парковку на площадках КП «Киевтранспарксервис».

Еще один важный момент: мы поддержали компенсацию процентов не только по кредитам для малого и среднего бизнеса, которую город ввел год назад, но и по кредитным линиям для крупных компаний. Также мы расширили перечень субъектов малого и среднего бизнеса, которые имеют право на такую компенсацию. Увеличили мы и количество банков-партнеров этой программы.

– Как вы считаете, этого достаточно?

– Без сомнения, социальные выплаты – мизерные. Я имею ввиду не только 8 тысяч гривен, которые выделяются в качестве компенсации для бизнеса от государства. Не секрет, что социальные выплаты, пенсии и пособия у нас не обеспечивают гражданам нормальных условий жизни. Суммы выплат привязаны к определенно низкому прожиточному минимуму, который не соответствует реальным потребностям людей.

К тому же увеличение помощи съедает инфляция. За последний год продукты питания подорожали на 30%-90%, а коммунальные платежи – на 30%. Несомненно, нужно увеличивать суммы выплат. И сделать это возможно, если рационализировать расходы. К примеру, временно отложить строительство некритической инфраструктуры, а деньги перераспределить на социальные выплаты. Во время пандемии, роста безработицы и снижения уровня доходов семей крайне важно, чтобы нашим гражданам была гарантирована социальная защита.

Фото: flickr.com

– Когда год назад в Украине ввели первый локдаун, еще никто не знал, что это за вирус и как с ним бороться, и люди поддерживали ограничения. Но год спустя украинцы начали обосновано возмущаться повторным карантинам. Когда и у центральной, и у местной власти было достаточно времени, чтобы подготовится к новым волнам заболеваемости, оборудовать больницы и закупить вакцину, они этого не сделали в полном объеме, а вместо этого переложили ответственность на простых граждан. И люди, и бизнес задаются вопросом: сколько это может продолжаться?

– Проблема состоит в том, что у правительства до сих пор нет стратегического плана выхода из коронакризиса. Все вопросы решаются, что называется, по ходу пьесы. Чего только стоит Нацплан вакцинации, который был опубликован 12 апреля. В апреле нужно было вакцинировать 2,65 млн. человек, но за месяц в Украину доставлено только 408 тысяч доз вакцины. Такие планы вакцинации напоминают банальную бюрократическую отписку, когда цифры берутся с потолка – устанавливаются абсолютно нереальные сроки вакцинации. И самое интересное: вся ответственность за реализацию этого плана перекладывается с Минздрава на местные власти. А министерство, как оказалось, будет заниматься исключительно информационно-разъяснительной работой.

То, что касается закупки вакцины киевскими властями, то Кличко говорил о том, что КГГА имеет право самостоятельно напрямую закупать вакцину. Но тут возникают закономерные вопросы: почему по этому важнейшему вопросу не были начаты переговоры с производителями еще, например, прошлым летом. Если центральные власти не исполняют свои функции, тогда у городских властей просто нет другого выбора кроме как взять инициативу на себя.

– Виталий Кличко еще в феврале говорил о том, что ведутся переговоры для закупки из местного бюджета миллиона доз вакцин от коронавируса. Где они?

— Киевсовет еще в феврале предусмотрел 140 млн грн. в бюджете города на закупку вакцин. Почему тендер по закупке 277 тысяч доз вакцины на Prozorro объявили только 27 апреля – большой вопрос. Если городские власти могли закупать вакцину, то почему Департамент здравоохранения городской администрации объявил тендер только сейчас?..

Мне сложно ответить на этот вопрос, хотя я являюсь заместителем главы комиссии по здравоохранению и социальной политике в Киевсовете. Но есть один интересный момент: когда руководитель фракции «Евросолидарность» Марина Порошенко публично выступила на сессии с инициативой от нашей комиссии обратиться к Кабмину за разрешением напрямую заключать контракты с производителями вакцин, Киевсовет – и непосредственно фракция УДАР – за это не проголосовал. Странно, не правда ли?

И это при том, что в мире – дефицит вакцины, на поставки стоит огромная очередь, и такие вещи бронируются заранее.

В КГГА уверяют, что переговоры сейчас ведутся с Израилем, Индией и другими странами. Сейчас мы контролируем этот вопрос и хотим услышать от профильного заместителя главы КГГА ответ – насколько они продвинулись в переговорах. Ведь получается, что мы только слышим разговоры городских властей, но никаких результатов нет.

– В Украину уже завезли несколько сотен тысяч вакцин разных производителей, которые распределили между регионами. И было удивительно читать новости, когда оказалось, что, к примеру, за 18 апреля в Киеве не было сделано ни одной прививки. Почему так происходит и столица сидит без вакцин?

За всё время было вакцинировано чуть больше 50 тысяч человек в Киеве. Что для города с населением в 2,96 млн человек (и 4,8 млн людей, которые в рабочие дни остаются ночевать в столице) — ничтожно мало. Но тут вопрос не к городским властям, а к государственным – в частности, к Минздраву, ведь он занимается распределением вакцины. Киев получил за все время всего 124 тысячи доз.

Фото: kyivcity.gov.ua

Сообщу неприятную новость – в Киеве закончились вакцины CoviShield. И тут возникает вопрос о второй прививке для тех, кого уже привили индийской вакциной. В департаменте КГГА нас успокоили: дескать, вторую прививку можно делать любой вакциной, и это даже будет лучше для иммунитета.

Я спорить не стала, но когда в тот же день вечером на одном из телеканалов выступал глава Минздрава Максим Степанов и сказал, что обе дозы вакцины должны быть только одной марки, например, AstraZeneca с AstraZeneca, я, мягко говоря, удивилась.

В результате, противоречивые данные, которые мы слышим от наших чиновников, сеют сомнения у людей, которые ждут эту вакцину. Показательная история случилась с тем же CoviShield: когда приехала первая партия, чиновники заговорили, что промежуток между первой и второй дозой должен составлять 28 дней. Когда же стало известно, что следующая партия вакцины задерживается, у нас тут же приняли решение продлить промежуточный период до 120 дней.

– Помимо отсутствия необходимого количества вакцин, у нас есть проблема с нежеланием самих людей вакцинироваться. По разным социологическим опросам, около половины украинцев не собираются прививаться. На уровне местных властей что-то делается, чтобы поднять процент желающих?

– Тут ситуация зависит от информированности. Психология людей такова, что они всегда отрицают то, чего не знают и не понимают. А у нас плохо с информацией. Все это усугубляется тем, что у людей – низкое доверие к руководителям. Когда мы в СМИ наблюдаем весь этот хаос, когда один чиновник говорит одно, второй – другое, все это приводит к абсолютно полярным позициям в обществе.

Украине сейчас крайне необходима единая информационная линия и один человек, который выдает четкую, объективную информацию. Но лидеры общественного мнения никак не могут между собой договориться.

Коронавирус – это кризис, сравнимый с военным положением, а у нас в этой ситуации нет главнокомандующего, которому бы доверяли люди. У нас нет гарантий. Когда Верховная Рада голосует за снятие ответственности с производителя за негативные последствия от вакцинации, сразу начинаешь переживать – даже если до этого причин для сомнений не было. Поэтому в таких случаях должен быть главнокомандующий, который расскажет и донесет до людей необходимую информацию.

– Этим человеком должен быть глава Минздрава, у нас же есть Максим Степанов? Или он не стал тем главнокомандующим, которому бы доверяли украинцы?

– У меня складывается двоякое впечатление: или у каждого из членов правительства – какая-то своя, отдельная, политическая линия, или же, что более вероятно, у них нет политической линии вообще. В результате мы видим хаос, непрофессиональные метания, отсутствие ответственности за неправильные решения и, как результат – бездействие вместо работы.

На этом фоне происходит еще и какое-то странное соревнование между Минздравом и местной властью. К примеру, Кличко уже криком кричит, обращаясь к Минздраву открыть ведомственные больницы, которые находятся на территории города. А они – закрыты, никакого государственного решения нет. Хотя в той ситуации, в которой мы оказались из-за пандемии, должны были быть мобилизованы руководители всех профильных структур и ведомств. А Кабмин должен был обязать ведомственные больницы принимать киевлян.

– Как Вы считаете, пандемия как-то повлияла на то, чтобы власть решила пересмотреть свое отношение к отечественной медицинской системе?

– Я очень надеюсь, что она в умах многих что-то изменит. Пандемия открыла глаза на многие проблемы в медицинской сфере. Например, проблемы Института вирусологии, который к началу пандемии практически перестал существовать, а в медицинских университетах перестали обучать врачей-вирусологов. Сейчас набор на специальность врач-вирусолог опять открыт.

Проблемы с плановой вакцинацией населения от кори и других вирусных болезней у нас были и до коронавируса, просто мало кто заострял на этом внимание. Сейчас же вскрылся этот многолетний нарыв, и мы видим последствия. Позитивный момент состоит в том, что хоть и в результате пандемии, но эти многолетние проблемы начали решаться.

Но есть один важный нюанс: с введением первого локдауна, по моему мнению, стоило остановить медреформу. Нельзя все процессы запускать одновременно, нужно быть управленцем высшего пилотажа, чтобы все это делать вместе.

Статьи по теме

Последние новости

Законы, умирающие в Офисе президента. Что со скандальными инициативами о дровах и часах

Читать всю статью

Наши партнеры

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY

EA-LOGISTIC: Транспортная компания с высоким стандартом обслуживания и надежности.