На содержание АРМА тратят 200 млн грн: на что они уходят в действительности
Привлечение инвестиции — сложный процесс. Конкуренция на глобальном рынке инвестиций — колоссальная. И это не просто решение о приобретении актива или создание бизнеса в той или иной стране, это не только понимание рисков, но и главное — возможностей. Инвестор хочет знать, как и в каком направлении страна развивается, какие у нее приоритеты, какой она видит себя в долгосрочной перспективе. Страну, которая топчется на месте, решая непрерывно тактические задачи, инвестор просто обходит стороной.
В 2020 году чистый отток прямых иностранных инвестиций из Украины составил $ 868 млн в сравнении с их чистым притоком в $ 5,86 млрд в 2019 году. Согласно данным Национального банка Украины, такой отток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из Украины зафиксирован впервые с 2015 года, когда он составил $ 458 млн.
Так что же (или кто) мешает воплотить намерения украинской власти в реальность?
Недоверие к судебной системе в Украине заняло первое место среди препятствий для иностранных инвестиций, а почти половина опрошенных иностранных инвесторов считают, что инвестиционная привлекательность Украины снижается.
Но лидером в «борьбе с инвестором» несомненно, можно считать Национальное агентство Украины по розыску и менеджменту активов, или АРМА, созданное Законом Украины от 10 ноября 2015 № 772-VII, а на его основе — Постановлением Правительства от 24 февраля 2016 № 104.
Вместо того, чтобы управлять арестованным имуществом преступников, жертвами АРМА в Украине почему-то становятся представители легального бизнеса и даже потерпевшие по уголовным производствам. А само Нацагентство превратилось в инструмент эдакого «легального рейдерства» и давления на бизнес.
АРМА часто отдает в управление активы компаниям, эффективность работы которых вызывает сомнения. Это структуры, зарегистрированные за несколько недель перед самым конкурсом, в местах массовой регистрации, с уставным капиталом в 100-1000 грн, с владельцами и руководителями — киприотами, спортсменами, директорами регистрационных предприятий, нередко — лицами, ранее фигурировавшими в рейдерских захватах. Под этими «компаниями» может скрываться какой-то владелец актива, его оппонент, родственник работника АРМА.
Давайте посмотрим, чем занималась АРМА. Тем, чем должна заниматься по закону, или построением различных «схем» для обогащения отдельных групп людей?
Например, в мае 2018 года Печерский районный суд Киева передал резиденцию беглого президента Януковича «Межигорье» в управление АРМА. А уже 29 мая 2019 в АРМА сообщили об избрании управляющим резиденции «Межигорье» ООО «Скомпани». Фактически — управляющим был назначен персонаж из окружения президента-беглеца, что вызвало общественный резонанс и возмущение в социуме. Общественный совет при АРМА потребовал провести новый конкурс по отбору управляющего резиденцией «Межигорье». В АРМА же заявили, что не видят оснований менять свое решение.
Примечательно, что с момента основания «Скомпани» не вела никакой реальной хозяйственной деятельности и не управляла объектами, как утверждала в своей презентации на конкурсе. Директор «Скомпани» Вороненко возглавил компанию в начале апреля 2019 года. Журналисты выяснили, что в течение года, до февраля 2018- го, Вороненко был помощником одиозного нардепа Евгения, и сам входил в число лиц, приближенных к беглому президенту. Таким образом АРМА осознанно назначила управляющим имущества подконтрольную Януковичу компанию.
Один из бывших сотрудников АРМА на условиях конфиденциальности рассказал о схеме работы АРМА:
«В агентство приходит заказчик, которого интересуют, допустим, определенные чужие активы. Юристы АРМА формируют ему «под ключ» уголовное дело. После чего следователь по согласованию с прокурором вносит в суд представление, которое попадает к лояльному следственному судье. Тот принимает постановление об аресте нужного актива и передачу его в управление АРМА. При этом Агентство, особо не заботясь процедурами оценки, может оперативно через конкурс передать его «своему» управляющему или вообще сразу его продать. Что далеко не редкость, — сообщил источник. — Фактически, такая коррупционная схема отпугивает иностранных инвесторов, потому что они не хотят играть по нашим, давно устоявшимися, коррупционными правилам».
О подобных схемах нередко писали и журналисты.
С начала 2021 года под процессуальным руководством прокуроров Офиса Генерального прокурора проведено более 50 одновременных обысков в Киеве и Киевской области по уголовным производствах по фактам завладения денежными средствами в особо крупных размерах.
«Установлено, что в течение ноября-декабря 2020 года участники программы организованной группы, в состав которой входили должностные лица Нацагентства и адвокаты, завладели средствами на общую сумму более 400 тыс долларов, которые были переданы в управление АРМА», — отмечают в ДБР.
Указанные лица, на основании поддельных судебных решений, безосновательно перечисляли деньги на банковские счета лиц, не имевших к ним никакого отношения.
Предварительная квалификация правонарушения: завладение денежными средствами, совершенное в особо крупных размерах организованной группой, а также использование поддельных документов и получение неправомерной выгоды должностным лицом, предусмотрено ч. 3 ст. 28 ч. 5 ст. 191, ч. 4 ст. 358, ч. 3 ст. 368 УК.
А вот уже сообщение Офиса генпрокурора.
По данным следствия, участники организованной группы, в состав которой среди прочих входили должностные лица Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений — АРМА, а также лица, осуществляющие адвокатскую деятельность, которые в течение ноября-декабря 2020 завладели денежными средствами, признанными вещественными доказательствами по ряду уголовных производств и переданными в управление АРМА, на общую сумму более 500 тыс долларов США, путем их перечисления на основании поддельных судебных решений на банковские счета лиц, не являющихся участниками уголовного производства.
Досудебное расследование по уголовным производствам осуществляется следователями ГБР, Главного следственного управления Нацполиции Украины при оперативном сопровождении сотрудников Департамента стратегических расследований Нацполиции Украины и Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью СБУ.
Сейчас решается вопрос о сообщение участникам организованной группы о подозрении по фактам мошенничества, завладение имуществом путем злоупотребления служебным положением и подделки документов (ч. 4 ст. 190, ч. 5 ст. 191, ч. 3 ст. 358 УК Украины).
1 апреля 2021 нардеп Галина Янченко сообщила:
«В АРМА обыски. Такие же обыски продолжаются и дома у и.о. главы АРМА Виталия Сигидина, его заместителя по вопросам управления активами Владимира Павленко и начальника управления менеджмента активов Вахтанга Бочоришвили. Обыски проводят ГБР совместно с СБУ», — написала она.
По словам Янченко, еще ряд эпизодов «коррупционных махинаций» АРМА расследуются Национальным антикоррупционным бюро Украины (НАБУ):
«Весь последний год я систематически привлекала внимание к злоупотреблениям АРМА и призвала к немедленной перезагрузке управления, а также обращалась с таким предложением к президенту Украины. Помимо этого, чтобы изменить ситуацию, я зарегистрировала 2 законопроекта о наведении порядка в АРМА и реформе управления арестованными активами. Эти законопроекты подписали еще 70 народных депутатов. Надеюсь, что сегодняшние события станут четким сигналом, что изменения в АРМА нужны уже и сейчас, и достаточной мотивацией, чтобы подготовленные законопроекты были, наконец, вынесены на голосование в зал», — написала она.
Сейчас в НАБУ расследуется также и уголовное дело о том, как «антикоррупционеры» из АРМА продали 27 гектаров земли под Одессой, принадлежащих группе Ашан, по цене в 26 раз ниже рыночной.
В 2013 году группа Ашан приобрела корпоративные права компаний, в собственности которых находились нынешние спорные гектары — ООО «С.П.Т.» и ООО «АБС Технолоджи». Речь о 26,8 га в Овидиопольском районе Одесской области, целевое назначение которых — для реализации проекта по строительству торгово-развлекательного комплекса с многоуровневой транспортной развязкой.
В реализацию проекта французы уже инвестировали более 200 млн. И это при том, что сетевые супермаркеты компании работают по всей Европе. И вкладывать инвестиции значительно выгоднее в «беспроблемных» странах. Однако инвестор (поверив в перспективы Украины) готов был создать новые рабочие места для украинцев, пополнять украинскую казну налогами… Но в итоге — по сомнительным судебным решениям, которые в дальнейшем были отменены, земельные участки перешли под контроль агентства АРМА.
А уже в июле 2019 года одесская земля Ашана была продана по заниженной цене компании OOO «Пелучо» с уставным фондом в 5 тыс. грн. В этой же компании лояльный для заказчика «схемы по захвату земли» менеджмент был назначен за две недели до ее передачи в АРМА.
«Почему-то АРМА решила, что земельные участки можно приравнять к «продуктам, которые быстро портятся», а единственный способ управления ими — молниеносная продажа в течение пяти дней. Все три лота были выставлены с нарушением сроков подготовки к торгам, на все три заявилось двое одних и тех же участников, регистрация в торгах с разницей в 5 минут, торговались одинаково и в одно и то же время, один победитель во всех лотах — ООО «Пелучо». Единственный учредитель и директор — молодая девушка с винницкой пропиской», — сообщил информированный источник.
В результате скандала, разгоревшегося сейчас из-за этой сделки, по агентству АРМА и его сотрудникам открыты несколько уголовных производств:
— № 52019000000000711 зарегистрировано НАБУ по признакам преступления, предусмотренного ст. 191 ч. 5 Уголовного кодекса Украины (УК) по факту растраты имущества в особо крупных размерах;
— № 62019100000001202 зарегистрировано ГБР по признакам преступления, предусмотренного ст. 191 ч. 5 УК по факту растраты имущества в особо крупных размерах.
Объединенное дело передано в ведение НАБУ.
А вот о победительнице торгов, «девушке с винницкой пропиской» — стоит рассказать отдельно.
26 марта 2019 был официально изменен руководитель ООО «Пелучо». Новым руководителем компании стала Маринина Ирина Анатольевна.
На ее странице Facebook в профиле содержалась информация о том, что ее местом работы является АРМА. А с 15 марта 2019 она работает в ООО «Пелучо». Причем дата начала работы директором в ООО «Пелучо» — предшествует передаче земельного участка АРМА в управление — 5 апреля 2019. Правда, после скандала с рейдерским захватом земли «Ашана» — страница Ирины Марининой в ФБ была изрядно подчищена, и информации о ее причастности ни к АРМА, ни к «Пелучо» — там уже нет. А страница посвящена «индустрии красоты», и судя по публикациям — Ирина Маринина занимается исключительно своим элитным салоном Mira Studio PM.
Разумеется, может возникнуть вопрос: неужели салон красоты приносит такие доходы, что можно позволить себе посоревноваться за 27 га земли с французским инвестором? И второй вопрос: что именно владелица салона красоты собирается на этих гектарах делать? Построить межгалактический спа-салон? Или перепродать? Или ее просто настойчиво попросили провернуть сделку, которая наверняка испортит отношения Украины с французским инвестором?
Опять же из открытых источников можно узнать, что в 2020 году Ирина Маринина баллотировалась в Киевоблсовет по списку ОПЗЖ под номером 52. Возможно, это была «благодарность» за удачную операцию по захвату земли иностранного инвестора?
Также из открытых источников можно узнать, что кандидат от ОПЗЖ Ирина Маринина является основателем трех ООО:
— «Мастерская красоты «Все для тебя», основной деятельностью которой почему-то, вопреки названию, указана деятельность колл-центров; «Король» торгующем табачными изделиями, и того же «Пелучо» — что как раз занимается сдачей в аренду недвижимости.
А вот уже по информации из достоверного инсайдерского источника стало известно, что Ирина довольно часто наведывается в киевский офис ОПЗЖ. Возникает вполне логичный вопрос — какая существует связь между ОПЖЗ, коррупционной деятельностью АРМА и Ириной Марининой (ООО «Пелучо») — думайте сами.
Как вариант, не исключено, что в истории с захватом земли «Ашана», именно это ООО «Пелучо» было создано именно для участия в рейдерских схемах АРМА по захвату имущества иностранных инвесторов в интересах третьих лиц, в том числе и за пределами Украины. А интерес очевиден: любой конфликт с иностранными инвесторами снижает инвестиционную привлекательность Украины в глазах зарубежного капитала. И инвестиционной няней положение не исправить.
Новое руководство АРМА якобы «заинтересовано» закончить неудобную для себя историю с кражей земли в Одессе у международного инвестора — сетевого ритейлера «Ашан» и его партнера «Ситрас». Во всяком случае, об этом в интервью заявил и.о. главы агентства Виталий Сигидин. При этом он акцентировал, что новое руководство АРМА «не имеет отношения к действиям предыдущих руководителей», и «не может комментировать действия предыдущего руководства Агентства, но этим фактам дадут надлежащую оценку правоохранительные органы, в том числе действиям Ирины Марининой, директора ООО «Пелучо» — компании-захватчика земель «Ашан» в Одессе».
Но по факту — на данный момент агентство продолжает активно оспаривать все решения по земельным участкам «Ашан» и «Ситрас», принятые судами в пользу последних. Кто же тот «таинственный заказчик», который без труда договорился с предыдущим руководством АРМА и продолжает уже совместно с якобы обновленной АРМА отстаивать коррупционную преступную схему по «Ашану»? Это наглядно демонстрирует: АРМА никоим образом не намерен следовать планам и обещаниям действующей украинской власти в целом и президента Украины персонально. Очевидно, задачи у АРМА — прямо противоположные.
Подобные истории, как с Auchan group, мягко говоря, не стимулируют иностранных инвесторов вкладывать деньги в Украину. И эта антиукраинская деятельность, безусловно, будет иметь очень негативные для Украины последствия. К сожалению, не только экономические, а возможно — и политические.
Законодательство, регулирующее работу Агентства, пытаются изменить уже не первый год, и внедрять эти изменения стремятся в двух противоположных направлениях. Первый — создание института, который должен быть сервисным органом по системным подходам к сохранению экономической стоимости арестованного имущества. Второй — превратить АРМА в «камеру хранения» арестованных активов, будет приносить убытки государству и не утруждать владельцев.
Орган не может привести к фурору и революции в вопросе менеджмента арестованных активов, если его руководство вовсе не заинтересовано в привлечении иностранных инвестиций. Если постоянного руководителя на прозрачном конкурсе не назначают более года. Если в комиссию по отбору такого руководителя членов пытаются избрать не за профессиональные и высокие моральные качества, а по каким-то неизвестным критериям. Если законодательство имеет огромные «дыры» и позволяет как блокировать работу органа, так и наживаться на имеющихся недостатках.
Значительную часть этих проблемных моментов можно исправить буквально в ближайшее время. И для этого стоит просто запустить прозрачный конкурс на главу АРМА и рассмотреть имеющиеся законодательные инициативы, привлекая к обсуждению всех стейкхолдеров. А без этих логических и, казалось бы, очевидных шагов эффективность АРМА останется для нас лишь мечтой.